Ритейлеры ждут перебоев с поставками из-за проблем дальнобойщиков
Продовольственные сети и их поставщики ожидают коллапса с доставкой продуктов. Около 90% логистических партнеров ритейлеров до сих пор не получили счетчики, необходимые для работы в новой системе взимания платы за проезд по федеральным дорогам для 12-тонных грузовиков «Платон». Из-за этого около трети продуктов может не доехать до магазинов и распределительных центров сетей, сообщает «Коммерсантъ».
Представитель «ТД Интерторг» (сети «Семья», Spar) подтверждает, что партнеры компании также уведомляли ритейлера о возможных трудностях и приостановках транспортировок. По его расчетам, в связи нововведениями в области взимания дорожных сборов в зону риска попадает примерно 30% перевозок. Схожая ситуация в X5 Retail Group («Пятерочка», «Перекресток», «Карусель»), которая обеспечивает транспортировку трети своих товаров за счет партнеров. Собственный автопарк X5 уже подключен к системе «Платон», сообщили в пресс-службе компании.
«Лента» самостоятельно обеспечивает около 35% перевозок сети, рассказывают в компании. «Собственный автопарк уже зарегистрирован в системе „Платон“, и на него получены бортовые устройства»,— подчеркнули в пресс-службе ритейлера. В свою очередь, транспортные партнеры «Ленты» пока находятся в процессе получения счетчиков. «Дикси» также продолжает получать необходимые бортовые устройства на свой автопарк, говорит директор по внешним связям компании ритейлера Екатерина Куманина.
Представитель Metro Cash & Carry Оксана Токарева сообщила, что ритейлер сотрудничает с крупнейшими транспортными компаниями, которые самостоятельно ищут выход из сложившейся ситуации. В сети не видят рисков недопоставки продукции, добавляет она.
В одной из транспортных компаний, которая занимается перевозками товаров для крупнейших ритейлеров и производителей продовольствия, «Ъ» рассказали, что в стране порядка 1 млн большегрузных машин, которые необходимо подключить к системе «Платон», при этом пока счетчиков выпущено около 200 тыс. и лишь пятая часть из них роздана перевозчикам. Вероятнее всего, в воскресенье большая часть грузовиков встанет — уже сейчас приходится отказываться от перевозок даже на небольшие расстояния, признает представитель компании.
Проблема с перевозками продовольствия коснулась не только ритейлеров. Один крупный производитель рассказал «Ъ», что направил в розничные сети письма с предупреждением о возможной несвоевременности поставок по не зависящим от него причинам. Зампред правления Руспродсоюза Дмитрий Леонов поясняет, что некоторые производители так же, как и ритейлеры, получили предупреждения от своих перевозчиков о возможных трудностях с логистикой с 15 ноября. «При этом те, у кого есть свой автопарк, рассказали о трудностях и с установкой и работой самой системы»,— подчеркивает он.
В случае отсутствия машин массой свыше 12 тонн после 15 ноября некоторые компании будут вынуждены перейти на более мелкий транспорт, продолжает эксперт, например, вместо 20-тонного грузовика заказать две машины массой по 10 тонн. Однако предоставление таких машин будет стоить значительно дороже, а значит, расходы на логистику у ряда участников Руспродсоюза вырастут, уверен господин Леонов.