Новые правила автоперевозок спровоцировали хаос в аграрном секторе
На обсуждении проекта по «Снижению административной нагрузки, оптимизации расходов и прозрачности рынка сельскохозяйственной продукции», организованном Комиссией Общественной Палаты РФ по вопросам агропромышленного комплекса и развитию сельских территорий, главной темой оказались недавно принятые поправки в правилах перевозки тяжелых грузов по дорогам страны.
«Если говорить об автоперевозках, то раньше у нас тоже были требования по нагрузке на ось, требования по перегрузу, но все это считалось в зависимости от километража. Сегодня эти требования применяются независимо от километража. Кроме того, штраф за перегруз — пятьсот тысяч рублей. Частные компании, оказывающие помощь в уборке зерновых и транспортировке урожая до элеваторов, просто подняли цены на свои услуги — если раньше грузоподъемность машины при перевозке с поля до элеватора была до сорока тонн, то сейчас — только двадцать, что в два раза меньше. И мы понимаем, что это просто коллапс для сельхозпредприятий», — поясняет Евгения Уваркина, председатель Комиссии ОП РФ по вопросам агропромышленного комплекса и развитию сельских территорий.
Эксперты согласны, что ограничения не продуманны. В итоге, оказалось, что с целью уменьшения вреда, наносимого большегрузной техникой автодорогам, разработчики не учли, что объем сельхозпродукции, подлежащей перевозке, не может быть уменьшен.
«При уменьшении грузоподъемности автомобиля в два раза потребуется совершить в два раза больше рейсов, что ведет, по предварительным оценкам, к увеличению износа дорог.
Если добавить к этому расход горюче-смазочных материалов, амортизацию автотранспорта, рост себестоимости продукции — то экономический эффект от введения новых правил неочевиден», — подчеркнул Дмитрий Рылько, генеральный директор Института конъюнктуры аграрного рынка.
Ольга Тимофеева, генеральный директор ООО «Агросервис», рассказала о проблеме, сложившейся на предприятиях по производству сахара.
«Большинство цистерн, в которых мы возим патоку, рассчитаны на 40 тонн, и если мы наливаем в два раза меньше, то смещается центр тяжести, машина становится плохоуправляемой, у нас уже есть прецедент, когда машина перевернулась», — объяснила она.
Возникают и экологические проблемы. Вывоз свекольного жмыха для дальнейшей переработки стал нерентабельным. Велика вероятность, что его могут скидывать на обочины.
На обсуждении прозвучало немало претензий и в адрес РЖД, в частности, президент Зернового союза Аркадий Злочевский высказал недоумение, почему продукция сельского хозяйства не является социально значимой и транспортируется по более высоким тарифам.