1
16 августа 2021

Грузоперевозки под контролем государства: юридические оценки нового законодательства



Законодательство готовится к введению электронной системы документооборота в грузоперевозках. Однако пока нововведение оставляет больше вопросов, чем ответов.

Тонкости новой процедуры разбирает ведущий юрист юридической консалтинговой компании «Юсконсалт» Яна Иванова.

2 июля 2021 года Владимир Путин подписал ФЗ- 336, согласно которому грузоперевозки с 1 января 2022 года будут оформляться через специальную информационную систему. Соответствующие изменения внесены в Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта.

К 1 января 2022 года:

— будет создана государственная информационная система электронных перевозочных документов и информационная система электронных перевозочных документов.

Участники информационного взаимодействия — грузоотправители, перевозчики, грузополучатели, фрахтователи, фрахтовщики, которые будут заключать договоры с оператором информационной системы.

Оператор информационной системы — организация, включенная в реестр операторов и соответствующая требованиям (оборудование для хранения и обработки информации должно находиться в РФ, стоимость чистых активов не менее 300 млн руб. и иные требования).

Оператором государственной информационной системы будет Министерство транспорта РФ. Законом также установлено, что обладателем всей информации в системе будет непосредственно Российская Федерация.

Фактически государственная система будет включать в себя все иные информационные системы перевозок.

— транспортную накладную, заказ-наряд, сопроводительную ведомость можно будет оформлять и в электронном, и в бумажном вариантах. Электронные документы необходимо будет подписывать усиленной электронной подписью. Вероятно, со временем документооборот в сфере перевозок перейдет в электронный вид, следуя тенденциям цифровизации и контроля государства над сферой перевозок.

— непосредственно после оформления документов информация о перевозчике и о перевозке автоматически через оператора информационной системы попадет в государственную систему.

— заинтересованные гос. органы будут иметь в системе личные кабинеты, в которых они могут получать всю необходимую информацию о перевозках.

Соответственно,

налоговой инспекции даже не придется делать запрос в Минтранс для получения информации о конкретной перевозке. Вся интересующая информация будет получена в личном кабинете.
Храниться электронные документы будут 5 лет.

На начальном этапе использование электронного документооборота будет добровольным — можно оформлять как документы на бумажных носителях, так и в электронном виде. Однако вероятно, что

со временем весь документооборот перейдет в электронный вид.
Участники информационного взаимодействия смогут получить доступ к системе помощью усиленной электронной цифровой подписи или с использованием логина и пароля с Госуслуг.

Общественность оценивает закон неоднозначно.

Пока из закона не следует, обязательно ли всем перевозчиками использовать систему или часть перевозчиков смогут работать, оформляя перевозки как раньше. Должны ли частные перевозчики работать через эту систему? Пока ждем разъяснений.

С одной стороны, включение информации в информационную систему и оформление документов в электронном виде — это дополнительные обязанности для перевозчиков. И эти обязанности повлекут за собой дополнительные расходы, которые могут отразиться на стоимости перевозок.

С другой стороны, информационная система поможет защитить интересы отправителя груза в случае его утраты. Иногда грузы в процессе перевозки исчезают, и в отсутствие документов переписка в мессенджерах в качестве доказательств передачи груза перевозчику судами не принимается. В таких случаях оформление через систему контроля за перевозками может сэкономить компании несколько миллионов рублей.

Информационная система отслеживания перевозок вводится в рамках масштабной борьбы государства с обналом и неуплатой налогов.

Часто в налоговых спорах налогоплательщики, доказывая реальность доставки товаров и перевозки, использовали товарные накладные, товарно-транспортные накладные, с указанием частей номеров транспортных средств, фамилии водителя без имени отчества, что затрудняло или делало невозможным идентификацию машины, ее владельца или водителя.

С внедрением информационной системы это станет невозможно, так как в электронную систему будут вноситься полные сведения о перевозчике, транспортном средстве, водителе и грузе, и эти сведения автоматически будут попадать в налоговый орган.

То есть внедрение новой системы контроля за перевозками — попытка вывести этот сегмент рынка из тени.
Тотального контроля не избежать, а значит, что работать придется по новым правилам. Сейчас самое время настроить работу компании-перевозчика так, чтобы, когда электронный документооборот станет обязательным, компания безболезненно смогла на него перейти.

Для этого необходимо провести ревизию имеющихся документов, выяснить, все ли обязательные реквизиты в документах есть. На основе полученных данных и наиболее частых ошибок можно составить чек-листы для сотрудников для оперативной проверки перевозочных документов на предмет наличия всех реквизитов.

Также придется провести ревизию и среди контрагентов — лиц, непосредственно перевозящих товары. Если среди контрагентов есть компании, которые не готовы показывать, кто конкретно (водитель, транспортное средство) перевозит груз, с ними придется попрощаться во избежание возможных претензий от контролирующих органов.

Фото: Источник: tayga.info

0 комментариев

Чтобы оставить свое мнение, необходимо 

войти или зарегистрироваться

Читать на эту тему


    Михаил Абрамов
    ИП абрамов

    Помощь власти конечно хорошее дело, а кто будет помогать людям которые сейчас работают на малотонажных грузовиках, или спасение утопающего дело рук самого утопающего и так обложили уже со всех сторон, платоны, тахографы, открыли цкад и сейчас туда выпихивают все грузовики а она платная, сделайте ее бесплатной, это одно, а другое проезд по цкад увеличивает маршрут что ведет к увеличению тарифов,— Мы создали Ассоциацию не только для критики, как часто бывает с другими объединениями. Одна из наших целей – профессиональная помощь властям в решении сложных транспортных вопросов, – отмечает глава АТЭС Тарас Коваль.помогать надо людям.

    Виньетки вместо пропусков. Въезд грузовиков в Москву хотят сделать платным
    0
    Иван Сергеев
    Физ. лицо

    Перевозить негабариты опасная штука gazelle-miass.ru

    Разрешение на перевозку негабарита: теория и немного практики
    0
    Алексей Сокур
    ООО ПЭК

    Где скачать эту книгу?????

    Как найти постоянных клиентов и загрузки
    0
    Руслан Петров
    Физ. лицо

    Не советую покупать этот грузовик. Проблем с ним очень много. После каждого рейса будете в сервис гнать его. У меня вообще на 59 тысяч пробега кардан отвалился, благо что был в городе. Даже и не знаю куда завод смотрит, про качество уже забыл лет 20 назад. И цена явно не соответствует качеству.

    УАЗ Профи получит двухрядную кабину
    0
    Олег Ясин
    Физ. лицо

    После просмотра видео обзоров желание пропало покупать его в свою компанию, а ведь как-то хотел, думал что прибыльный грузовик, а получается что он только прибыль приносить пока на гарантии, после чего только жрет деньги, так же как и топливо с маслом. УАЗ уже не знает, как экспериментировать над своей техникой.

    УАЗ представил перспективные модели линейки УАЗ «Профи»
    0
Прямой эфир