Европейские санкции против Минска могут принести российским портам 10 млн тонн белорусских удобрений
В конце недели в Европе обсудят секторальные санкции против Белоруссии. Под угрозой семь отраслей экономики, включая запрет на поставки в ЕС и транзит калийных удобрений.
«Беларуськалий» — это пятая часть мирового производства. В прошлом году экспортировали на $2,4 млрд. Запрет на продажу в Европу особых проблем не создаст, туда идет чуть больше 10% внешних поставок. Совсем другое дело — транзит.
Белорусский экспорт осуществляется через литовскую Клайпеду (10 млн тонн). «Беларуськалий» владеет здесь частью терминала. Одним из условий покупки была перевалка до 2023 года.
В прошлом году губернатор Ленобласти Александр Дрозденко заявил, что область готова принять эти объемы. Имелись в виду порты Усть-Луга и Приморск, но обещать — не значит жениться. У удобрений на российской Балтике дефицит мощностей. Тех, что есть сейчас, не хватает даже российским компаниям — треть от их объемов приходится направлять через Финляндию и прибалтийские страны.
Новые проекты реализуются в Усть-Луге («Ультрамар» и «Еврохим»). Но те 19 млн тонн, что они обеспечат, рассчитаны под российскую продукцию: грузопотоки, которые переведут из соседних стран (10 млн тонн), плюс рост производства (5 млн тонн, хотя с учетом глобальной конъюнктуры может быть больше).
Для белорусского транзита, если что и останется, то совсем мало. В то же время «Ультрамар» планировал нарастить мощности с 12 до 25 млн тонн. А еще есть проект «Приморского УПК» Ильи Трабера, но там пока больше разговоров. Сам Дрозденко, упоминая его, говорил о «потенциале».
Кроме того, Приморск — это значительно дальше, чем Усть-Луга. До нее путь и так длиннее на 300 км, чем через Прибалтику, а для калийных удобрений (которые стоят недорого) цена логистики — фактор существенный. Тем более, белорусы активно демпингуют на мировом рынке, т.е. рост транспортных затрат позволить себе не могут.
В апреле замглавы РЖД Алексей Шило заявил, что они готовы принять любые объемы и помимо Северо-Запада предложил возить удобрения в черноморские порты и на Дальний Восток (через порты и погранпереходы). Но про тарифы не сказал ничего, а для Минска это крайне важно. РЖД при любом варианте могут готовиться к существенным скидкам.
У Лукашенко была идея строительства своего терминала. Дрозденко в ответ предложил вложиться в один из уже заявленных проектов, что значительно дешевле и быстрее. Лукашенко — не тот партнер, с которым хочется делать бизнес, но для российских стивидоров белорусский калий — гарантия загрузки.
В случае введения санкций, они вряд ли затронут текущие контракты. То есть еще два года у Белоруссии будет вариант с Клайпедой. Время для решения проблемы логистики крайне ограничено.