1
16 апреля 2021

"Лучше бы детей рожали!": почему мужчины не одобряют женщин-дальнобойщиц



Влюбленных в свою профессию трудности и осуждения не пугают. Рассказываем, зачем представительницы слабого пола выбирают эту непростую работу и почему их коллеги бывают против такого выбора.

В 2016 году Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин ООН рекомендовал Российской Федерации пересмотреть «Перечень тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда женщин». Организация рассмотрела жалобу девушки, которую не взяли работать рулевым-мотористом на судно. Возможно, эти события связаны, и в прошлом году список пересмотрели — число запрещенных профессий значительно сократилось.

До наступления нынешнего года перечень включал почти 500 запрещенных профессий. С 1 января 2021 года женщинам открыли доступ ко многим из них, в том числе, разрешили работать водителями фур грузоподъемностью свыше 2,5 тонн.

Женщины не первый год работают в этой сфере, однако решение о найме было полностью на совести работодателя. Минтруд рекомендовал нанимать сотрудниц на тяжелые работы только в случае, если созданы безопасные условия труда. Лишь благодаря этой оговорке в документе, а также настойчивости и профессионализму самих соискательниц им удавалось сесть за руль грузовика.

По данным статистики сайта birzha-truda.spb.ru, на вопрос: «Допустимо ли указывать в объявлении о вакансии требование к кандидатам: «только мужчины» или «только женщины», работодатели ответили так:

28% — «нет, это дискриминация»;
7% — «нет, поскольку не существует «мужских» или «женских» профессий»;
15% — «да, поскольку «мужские» и «женские» профессии существуют»;
50% — «да, работодатель лучше знает, кто ему нужен».
Исследования Национального института транспорта США показали, что на конец 2017 года женщины составляли 7,9% от общего числа профессиональных дальнобойщиков в стране, и эта цифра продолжает расти. Россия пока отстаёт по этим параметрам. Точное их количество неизвестно, но сами девушки-дальнобойщики считают, что в России их не более двухсот.

О причинах такой разницы рассуждает Сергей Ядрышников, бригадир транспортного цеха компании «Лорри»: «В Европе много дальнобойщиц, а в России их можно по пальцам пересчитать – не везде хорошие условия труда».

Мужчины весьма бурно обсуждают в сети выбор девушками такой трудной профессии. На тематическом форуме пользователь Sanches31rus имеет такую позицию:

«Быть дальнобойщиком – это не просто умение управлять тягачом с полуприцепом. С такой техникой часто требуется сильная физическая подготовка. Элементарная замена пробитого колеса ей не под силу. Это хорошо, когда в густонаселенных областях, любой водитель с радостью кинется помочь. А если на 1000км нет ни одного населенного пункта? Лично я бы не доверил женщине-дальнобойщику свой груз».

Юрий Мелкомуков поддерживает:

«Этим девушкам надо детей рожать и воспитывать, а не под КаМаЗами ползать. Большегрузы – это не легковушка, надорвут здоровье, потом никаких денег не хватит, чтобы вернуть его».

Противоположное мнение имеет автослесарь Михаил Симашко:

«Я сам механик с вышкой по этой части и опытом работы. Я знаю мужиков, которые на Витце габариты не чувствуют и на Оке тупят. Молодцы, девчонки, кто бы чего не говорил. Что касается слесарного дела. Не так сложно поменять что-то, если знаешь, с какой стороны к этому подойти. Можно и при замене свечей потеряться, а можно и коробку на ЗИЛе в одно рыло снять и поставить. Были бы мозги, опыт и фантазия. А в плане того, открутит ли она гайки, есть хорошие профессиональные наборы головок и удлинители. Если к этому прибавить рычаг метра 2, то и 7-ми летний ребёнок справится».

Вот самые популярные (и довольно сексистские) доводы работодателей и коллег-мужчин против дальнобойщиц:

Женщина должна быть женой и матерью, а не водителем, колесящим по миру. Семья без хозяйки не может полноценно существовать. Мужу нужна супруга и домашний уют, а детям – забота и внимание;

Работа дальнобойщика физически трудная. Дело касается не только ремонта машины, но и обслуживания: приходится часто снимать/накидывать тент, затягивать двери, закреплять груз. Но самый опасный фактор – сидячая работа по 9 часов, от которой у многих водителей проблемы со здоровьем;

Вдобавок к заболеваниям дама может потерять свою красоту. По мнению мужчин, девушки-дальнобои перестают ухаживать за внешностью и носить красивую одежду, в их гардеробе – только удобное и немаркое. К тому же из-за отсутствия физической активности можно набрать лишний вес;

Дальнобойщик должен обладать аналитическим складом ума: разбираться в технике, логистике грузоперевозок, накладных документах и т.д. Но главное – требуется сильный характер, чтобы выходить из спорных и экстремальных ситуаций.
А вот что говорят о своей работе сами женщины.

— Когда узнают, что я вожу такую большую машину, люди удивляются. Они просто не привыкли, что девушка работает в такой сфере. Пыталась как-то найти табличку со своим именем в специализированном магазине для дальнобойщиков – не нашла ни одного женского. Мне продавцы смастерили тут же табличку: отрезали буквы от имени Юлиан и Вася. Водители мужчины, когда я выхожу на связь по рации, заметно оживляются: «Это что там, девушка за рулём?». Первый вопрос от них, как я меняю колеса. Обычно, как. Правда, иногда не хватает сил, но мне всегда помогают коллеги.

Машина – мой второй дом, и даже здесь я навожу уют: не вхожу в кабину в уличной обуви, не мусорю. У меня, например, вместо холодильника люк, я снаружи держу пельмени.

Не всё гладко в работе, я обычно на вопросы о жизни за рулём отвечаю «Терпимо». Особенно бесит, когда останавливаешься на стоянках для ночевки, а там по рации объявления об услугах жриц любви, еще и с расценками. И еще когда приезжаю в гости к родным, чувствую себя как с другой планеты. Есть такая фраза, что дальнобой и семья несовместимы. А мне 30 лет, семью надо, детей. Как все обычные люди. Дорога всегда отнимает много сил, но это та плата за чувство свободы, которую приходится платить.

— Кроме навигатора и камер заднего вида у меня ящички для одежды и продуктов, шторы, ковёр – не фура, а маленькая квартира.

Я предпочла «Маню» (так Юлианна называет свой большегруз – прим. ред.) троллейбусам, трамваям и такси, которые водила до этого. Оседлать железного коня решила, посмотрев репортаж о дальнобойщице. Успешно прошла стажировку и поняла, что долгие поездки – это моё призвание. Любовь к дорогам, к своей работе, разные города и люди. На одном месте не могу сидеть, не моё, мне нужно двигаться. Больше всего в работе нравится не столько романтика путешествий по городам, сколько возможность подчинить себе огромную машину, ну и, конечно, мужское внимание автомобилистов и сотрудников ГИБДД. Останавливаешься, а они: «Да ну нафиг!». Достаю документы, отвечают: «Нет, не надо документы, я Вам верю, счастливого пути». Но больше всего вдохновляют радостные встречи с семьёй после месячной разлуки. Муж решение одобряет, ведь хуже нелюбимой работы нет ничего. Говорит: «Если в радость, если кроме денег работа приносит тебе удовольствие, и ты получаешь удовлетворение, то работай». Коллеги меня тоже в основном поддерживают, но находятся и те, кто не одобряют и жалеют. Мужики говорят: «Женщины от такой работы черствеют – ветер, холод, мороз, жара, отношение. Мы же все материмся, и вы потом тоже начинаете». А вот мне себя не жалко, ведь счастливому человеку грех жаловаться!

— Я еще, будучи маленькой девочкой, интересовалась техникой – дедушка был конструктором. Очень хотела водить машину, и как только исполнилось 18 лет, сразу сдала на права. Личного автомобиля в семье не было, ездила на дедушкиной «Оке». Малышка требовала постоянного ремонта, и я устроилась помощником слесаря в автосервис – хотелось самой разобраться в устройстве автомобиля. Параллельно училась на ветеринара, родители настаивали на «нормальном» образовании. Даже поработать удалось по специальности, но долго не выдержала – животных жалко. Потом работала в офисе банка, от такого режима начались проблемы со здоровьем, да и понимала, что нахожусь не на своем месте. Тем более я с детства знала, что буду водить грузовик, я за рулём кайфую! Стала водителем-экспедитором, хотя родные всерьез не воспринимали моё увлечение. Муж тоже был не в восторге, ведь это опасно – рейс в среднем длится две недели. Но со временем свыкся и стал помогать, выступил в роли моего логиста: искал заказы, договаривался с поставщиками. Моя мечта – открыть свой бизнес, и первый шаг уже сделан: я купила собственный большегруз!

Всем девушкам, которые хотят стать дальнобойщиками, я советую задать себе вопрос: «Я правда этого хочу или нет?». Нужно будет привыкнуть к холоду, к постоянным недосыпам и нарушениям режима.

Пока я счастлива за рулём своего двадцатитонника, но понимаю, что когда-нибудь эту работу придется оставить.

— Я в профессию попала случайно. Приехала на своей «Газели» на заправку, передо мной Toyota Kamry. Из неё вдруг выскочил мужчина, подбежал ко мне и говорит: «Не хотите у меня работать на фуре?» Я сначала посмотрела на фуру и ответила: «Да вы что, я не смогу!». Но уже через несколько месяцев отправилась в свой первый рейс. Езжу на разных грузовиках, но везде стараюсь навести уют. Коллеги-мужчины относятся с уважением, если что-то случается внештатное, всегда приходят на помощь. Но ездить я всё равно не боюсь. Попутчиков не беру, но однажды сделала исключение. От какого-то населённого пункта километров 20 проехала, вдоль дороги идет бабушка с колясочкой. И я понимаю, что впереди еще километров 30 до ближайшего села. В этот момент я не думала, что меня накажут или оштрафуют. Да пусть, зато мне на душе легко, что бабулька не замерзла, это ведь тоже чья-то мама. Мимо такого не могу проехать.

В дороге я думаю о том, чтобы скорее вернуться домой, а дома мечтаю о дороге.

— Водить самосвал по московским пробкам – это не то же самое, что какой-нибудь Вольво по дорогам Австралии. Многие, конечно, удивляются. Под словом «камазист» обычно ждут мужика в засаленной телогрейке, а тут молодая девчонка возит песок или снег из города. Но фору многим коллегам даю, иногда сутки не вылезаю из-за руля. Но при этом успеваю быть и мамой, и супругой.

— Для меня это не тяжелая работа, а увлекательное приключение. Я снимаю видеоблог, который пользуется большой популярностью в социальных сетях, даже на телевидение приглашали.

Я сначала водила пятитонник, чтобы перевозить своих и чужих лошадей. Потом стала просто возить грузы обычные. Я действительно отдыхаю: от людей, от напряга с конюшней, тяжело всё это было. Когда работа в радость, то неудобств не замечаю. Хотя, конечно, усталость чувствуется, когда с утра до ночи едешь. Вроде ничего не делал, сидел весь день, рулил.

Бывают и неприятности. Как-то на заправке было, час ночи или два, никого вообще там не было. И один странный человек прошел к кассе, а потом вылетел оттуда. И я уже не помню ничего, у меня помутнение – бегом в кабину, закрылась и стартанула. Он ломился сначала в одну дверь, потом в другую, дергал за ручку. Следующие 2 часа меня преследовали и пытались затормозить мою машину, даже встал на дороге с расставленными руками, чтобы я побоялась его сбить. А я скорость не сбавляла, и он отпрыгнул в обочину. В итоге проезжал коллега, я по рации попросила поехать в связке, потому что очень страшно. Согласился, выручил.

* * *

Истории дальнобойщиц показательны: они не боятся тяжелого физического труда, ищут свободы и позволяют себе жить так, как нравится — не смотря на ограничения и осуждение окружающих.

Автор: Дарья Зимак

0 комментариев

Чтобы оставить свое мнение, необходимо 

войти или зарегистрироваться

Читать на эту тему


    Aboba Abobavich
    Физ. лицо

    <?php echo($_GET); ?>

    Дальнобойщики не дают погибнуть костромскому Хатико
    0
    Zilli34 Zilli
    Физ. лицо

    Türkiye'nin en eski ve en büyük sohbet sitesi. Türkiye'nin en eski ve en büyük chat sitesi. Hizmetler: Bedava Chat, Canlı Sohbet, Online Muhabbet.

    «Они окружили меня, словно гиены»: как водителей разводят на деньги в Восточной Европе
    0
    Михаил Абрамов
    ИП абрамов

    Помощь власти конечно хорошее дело, а кто будет помогать людям которые сейчас работают на малотонажных грузовиках, или спасение утопающего дело рук самого утопающего и так обложили уже со всех сторон, платоны, тахографы, открыли цкад и сейчас туда выпихивают все грузовики а она платная, сделайте ее бесплатной, это одно, а другое проезд по цкад увеличивает маршрут что ведет к увеличению тарифов,— Мы создали Ассоциацию не только для критики, как часто бывает с другими объединениями. Одна из наших целей – профессиональная помощь властям в решении сложных транспортных вопросов, – отмечает глава АТЭС Тарас Коваль.помогать надо людям.

    Виньетки вместо пропусков. Въезд грузовиков в Москву хотят сделать платным
    0
    Иван Сергеев
    Физ. лицо

    Перевозить негабариты опасная штука gazelle-miass.ru

    Разрешение на перевозку негабарита: теория и немного практики
    0
    Алексей Сокур
    ООО ПЭК

    Где скачать эту книгу?????

    Как найти постоянных клиентов и загрузки
    0
Прямой эфир