"Дарьяльский проход": дорога жизни или ад для дальнобойщиков
Раньше эта дорога называлась «Дарьяльский проход», по ней ездили Николай II, Александр Пушкин, Михаил Лермонтов. Сегодня Военно-Грузинская дорога – главный, а порой и единственный путь для европейских и азиатских перевозчиков грузов.
Ситуация осложнилась в пандемию. Из-за распространения коронавируса альтернативные пограничные переходы были закрыты. Единственный маршрут для грузоперевозчиков – Военно-Грузинская дорога.
Военно-Грузинская дорога соединяет Россию и Грузию. Начинается путь во Владикавказе и заканчивается в Тбилиси. Протяженность маршрута больше двухсот километров.
Часть серпантина проходит по Главному Кавказскому хребту. Чтобы попасть в Тбилиси, водителям предстоит пройти два пограничных поста и подняться на Крестовый перевал. Это и есть главная проблема для перевозчиков грузов.
Крестовый перевал – высшая точка на всем пути. Зимой здесь лежат метровые сугробы, сходят лавины и дуют ураганные ветры. Поэтому грузинские власти предпочитают запретить движение, чем рисковать жизнями водителей и пассажиров. К примеру, за три месяца 2021 года из-за непогоды дорога была закрыта 54 дня.
Сейчас пробка из большегрузных машин на подъезде к границе с Грузией продолжает расти. Очередь из фур уже не только в Северной Осетии, но и в соседних Кабардино-Балкарии, Ингушетии и Чечне. Желающих проехать российско-грузинскую границу несколько тысяч.
В ожидании проезда водители из десятка стран. Помимо России и Грузии в очереди фуры с номерами Армении, Азербайджана, Турции, Таджикистана, Узбекистана, Казахстана, Ирана. Стоят прямо на обочинах дорог.
Турецкий дальнобойщик Иса Балджи жалуется на закрытые границы. Раньше из Турции в Узбекистан ездили через Иран и Туркменистан. Теперь водитель вынужден делать большой крюк. Из-за пандемии единственный маршрут через Россию и Грузию.
Дома Иса не был больше месяца. В пробке у российско-грузинской границы время тянется медленно. В компании с такими же водителями ожидание не так мучительно. Да и выгоднее. Готовить на всех экономнее.
На завтрак сегодня жареное мясо с яичницей, на газовой горелке закипает чайник. Продуктами запасаются заранее, в крупных городах. В современных фурах есть и холодильники, и плита для приготовления пищи.
Финансовые потери от простоя оценить тяжело. Помимо вовремя не доставленных до адресата грузов, водители дополнительно получают суточные. Все это в будущем отражается на цене товаров.
Застрявшим на обочине водителям помогают волонтеры и органы власти. Спасатели Северной Осетии развернули две полевые кухни. Кормят дальнобойщиков горячей едой.
Гуманитарную помощь подвозят руководители районов и мэрия Владикавказа. Во время закрытия дороги в день раздают 500-700 комплектов еды. В этот раз на ужин гречка с котлетой и овощной салат. Многие горячие питание едят впервые за несколько недель в пути.
Водители не удивлены вниманию к ним. Говорят, кавказские гостеприимство проявляется не в первый раз.
«Так и должно быть, это обычай. Я тоже из Грузии, в Грузии так часто бывает. Это же Кавказ. Здесь люди друг другу все помогают, тем более в тяжелой ситуации», – объясняет дальнобойщик Ираклий Коява.
Еще одна роскошь на обочине дороги – душ с теплой водой. МЧС Северной Осетии организовал для водителей мобильный помывочный пункт. Вода в цистерне еще не согрелась, а желающих принять душ уже несколько десятков водителей.
«Я стоял пять дней на трассе, 10 дней здесь на парковке. Где искупаться? Машину не можешь оставить, прицеп оцепить невозможно. Где, куда? Так и стояли. Только у нас вода была лицо помыть и все. Ребятам спасибо, что привезли, поставили чтобы искупаться»,
– говорит дальнобойщик из Армении Артур Аракелян.
На импровизированной стоянке около ста машин. Трех с половиной тонн воды в цистерне как раз хватит на всех. Дизельные форсунки разогревают воду до комфортной температуры. И вот уже первым водителям желают легкого пара.
Российский и грузинские таможенные пункты пропуска реконструировали недавно. Но даже когда погода позволяет, работники таможни и пограничники не справляются с потоком фур. Слишком сильно за последние годы выросли грузоперевозки.
К примеру, российский пункт пропуска «Верхний Ларс» рассчитан на 170 грузовиков в сутки. Сегодня поток вырос в несколько раз.
Спасти ситуацию может реконструкция таможенных переходов и улучшение безопасности водителей в зимнее время. Грузия рассматривает возможность строительства девятикилометрового тоннеля под Крестовым перевалом. Это позволит не останавливать движение в зимнее время.
Россия уже в этом году начинает капитальную реконструкцию пограничного пункта пропуска «Верхний Ларс». Количество полос только для грузового транспорта увеличат с нынешних 4 до 13. Работы завершат к концу следующего года.