Для чего КАМАЗу нос, или Чем обусловлено появление нового капотника?
КАМАЗ может наладить серийный выпуск капотных, или, как говорят в народе — «носатых» грузовиков. Попытка серийного производства капотников в начале нулевых по каким-то причинам не обернулась успехом, но легендарный завод не сдаётся.
Пресс-служба челнинского автогиганта пока молчит, но в век соцсетей сложно утаить шило в мешке. Намеренно или случайно замдиректора по спецпроектам команды «КАМАЗ-Мастер» Вадим Валеев афишировал появление на свет коммерческой модели капотного тягача ещё осенью ушедшего года.
Он поделился в Facebook недвусмысленным постом с фотографиями двух грузовиков и подписью:
«Я думаю что это именно тот, совсем нетривиальный случай, когда сначала появился на свет «боевой» спортивный болид, а затем его коммерческий конвейерный аналог)
Но, так бывает)
Мы благодарны нашим коллегам из Научно-технического центра ПАО «КАМАЗ» за помощь в его создании и конечно же коллегам из Daimler AG как в Германии так и в России! КАМАЗ-65223»,
— написал Валеев (прим. — орфография и пунктуация сохранены).
Исходя из этого, можно сделать вывод: новый «носатый» имеет индекс «65223» и был создан на основе гоночной модели. Как считают специалисты, эти цифры могут указывать на родство новинки с шасси 6х6 — КамАЗ-65222 и КамАЗ-65224, но в то же время отмечают, что внешние сходства этих моделей невидны, а запечатлённый на фото грузовик больше походит на Mercedes-Benz Zetros (6х6). Видимо, последнее и есть результат сотрудничества с коллегами из Daimler AG, которых благодарит в своём посте Вадим Валеев.
Кабина будущего серийного «капотника», колёса и короткобазное полноприводное шасси типа седельный тягач имеют черты, наиболее характерные для «немцев». Но утверждать наверняка невозможно, так как технические характеристики новой модели пока остаются тайной.
В то же время мы точно знаем, кабина для его спортивного предшественника КАМАЗа-43509 была взята у «Мерседеса». Об этом говорил пилот команды «КАМАЗ-Мастер» Айрат Мардеев в ходе одной из онлайн-конференций. Он объяснил это тем, что КАМАЗу, являющемуся партнёром Mercedes-Benz, в рамках подготовки к очередному «Дакару» было проще позаимствовать кабину у коллег из Германии, ведь КАМАЗ на тот момент не выпускал капотных грузовиков.
Тогда ему ещё не было известно, увидят ли болельщики новую модель на ближайших соревнованиях, но, по его словам, для этого грузовика уже была запланирована омологация. Не исключено, что серийный выпуск КАМАЗ-65223 и есть логичный шаг для поддержки и усовершенствования его гоночного «брата».
Гонка вооружений
10 лет назад в «Коммерсанте» на Примере «КАМАЗА» разбирали предпосылки тенденции, когда производители грузовиков сначала проверяют инновации на спортивном поприще, а потом внедряют их в серийное производство.
Спортивные грузовики всегда были штучными и отнюдь не дешёвыми изделиями, поэтому конструкторы используют возможности, которые открывают перед ними гонки, на полную.
mpark.pro/
«Для КамАЗа они стали идеальным испытательным полигоном, позволяющим после апробации на гоночных экземплярах перенести те или иные их преимущества на серийные автомобили, так как гоночные грузовики «Дакара» серьезно отличаются от конвейерных моделей», — говорилось в статье Ляйсан Юмагузиной «Гонки с нагрузкой».
По мнению Юмагузиной, именно работа над гоночными грузовиками позволила Камскому автозаводу успешно освоить нишу производства нетрадиционной спецтехники и разработку автомобилей по срочному заказу.
Возможно, сегодня КАМАЗ готов в полной мере воплощать свои «гоночные наработки» на массовом конвейере, но об этом мы узнаем чуть позже.
Капотный реванш?
Не все об этом помнят, но в начале «нулевых» КАМАЗ уже пытался наладить мелкосерийное производство грузовиков с капотом.
Тогда капотной модели КАМАЗ-4355, созданной в 2020 году на шасси КАМАЗ-43118, пророчили судьбу покорителя Крайнего Севера, а на Московском автосалоне 2003-го дали звание «Лучшего грузового внедорожника», оставив с носом конкурентов от УРАЛа и ГАЗа.
КАМАЗ-4355 с двигателем КамАЗ 740.30-260 мощностью 260 л.с. и рабочим объёмом 10,85 л предназначен для эксплуатации в условиях труднопроходимой местности и холодного климата. Он должен был стать массовым автомобилем для спасателей, нефтяной отрасли, лесного хозяйства и прочих сфер деятельности в экстремальных реалиях северных регионов.
Хоть капотная кабина КАМАЗ-4355 выглядела несколько старомодно — как нечто среднее между классикой ЗИЛа и ГАЗа, её функционал в данном случае был бесценен. Во-первых, за счёт этого решения производителю удалось снабдить кабину автономным отоплением, работающим без включенного двигателя. Во-вторых, для доступа к мотору водителю не нужно было её поднимать. В суровых условиях Севера дизайн легко можно отодвинуть на второй план, тем более если делать это в пользу здравого смысла. Сам же капот изготавливался из сверхпрочного стеклопластика, чтобы обеспечить двигателю надёжную защиту.
КАМАЗ-4355 грузоподъёмностью до 10 тонн с колёсной формулой 6х6, дорожным просветом – 36,5 см, может разгоняться до 90 км/ч. Масса самого автомобиля составляет 20,2 т. Машина имеет 2 топливных бака: основной вмещает 350 л горючего, а дополнительный — 210 л.
Первым КАМАЗом-4355 был крытый бортовой тягач, именно он и выставлялся на «Мосавтосалоне». А после успешных испытаний — весной 2004 года к нему примкнул автокран, пожарный автомобиль, вахтовый автобус и изотермический фургон.
Хоть серийное производство этой модели так и не состоялось, какое-то количество единиц увидело свет благодаря спецзаказам. Точное число экземпляров не обнародовалось, но в Интернете можно легко найти непостановочные фото ранних серийных капотных КАМАЗов в той среде обитания, для которой они создавались.
И тут через два десятка лет после этих событий у Камского автозавода вот-вот должен появиться новый конвейерный «капотник» КАМАЗ-65223. Так как его прототипом послужил именно спортивный КАМАЗ-43509, можно предположить, что этот грузовик будет предназначен для не менее экстремальных условий.