Статистика грузоперевозок: итоги ковидного 2020
Весенние прогнозы об обвале рынка грузоперевозок не оправдались — лето и осень принесли заметное восстановление. При этом итоги года оказались противоречивыми. Официальная статистика говорит о небольшом снижении, но другие источники утверждают, что наблюдается некоторый рост.
Падение или наоборот?
Это, конечно, удивительная ситуация. Обычно все происходит с точностью до наоборот – Росстат «рисует» обнадеживающую картину, которую независимые эксперты подвергают сомнению. Но сейчас федеральные статистики оптимизма не демонстрируют. По итогам года рынок грузоперевозок в целом просел на 4,9% в годовом выражении. Выросли только морские перевозки (+16,2%), в то время как железнодорожные перевозки снизились на 2,2%, автомобильные – на 1,4%, а воздушные просели на 3,8%.
Казалось бы, все ясно, тем более что причины всем очевидны – пандемия и вызванные ей ограничения. Однако, имеются и совсем другие оценки. Так, группа FESCO оценивает рост контейнерных перевозок по России аж в 11%. А крупнейшая биржа автомобильных грузоперевозок ATI.SU подсчитала, что рост составил примерно 10%.
Где же здесь правда? Очевидно, где-то посередине. Например, статистика ATI.SU основана только на размещенных на ней заказах, так что это статистика не всего рынка, а только конкретной биржи. Таким образом замеченный рост может быть свидетельством роста не автомобильных грузоперевозок в целом, а только самой ATI.SU, объяснимый в условиях ковидных ограничений и стремления всех сторон к максимальной автоматизации процессов. Однако, объяснить этим аргументом +10% трудно – на падающем рынке трудно расти всем.
Вместе с тем и данные Росстата заведомо неточны, поскольку основаны на выборочных и во многом добровольно предоставляемых данных.
Методология ведомства такова, что сведения от крупных компаний собираются относительно надежно, тогда как мелкие и тем более индивидуальные перевозчики в большой степени оказываются неучтенными. К тому же в условиях локдауна и вызванного им кризиса некоторые компании и ИП уходили в тень – не случайно в стране в этот период резко вырос оборот наличных. Соответственно, по статистике Росстата получалось падение, которого на реальном рынке не наблюдалось.
Две волны, один провал
Вместе с тем оценки динамики рынка грузоперевозок в этом году не сильно отличаются. И Росстат, и независимые компании зафиксировали вполне естественное и очень резкое падение в период локдауна, то есть в апреле-мае. Уже в июне наблюдалась стабилизация рынка, а затем началось восстановление.
В частности, по данным ATI.SU еще в марте наблюдался резкий рост грузоперевозок (+23% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года). Катализатором стал ритейл, поскольку в этот период магазины столкнулись с ажиотажным «предкарантинным» спросом и старались сделать максимальные запасы. В последующие два месяца сказался локдаун, приведший к резкому падению рынка (примерно на 20%). Но уже июнь прошел на уровне прошлого года, а затем началось восстановление – начиная с июля рынок демонстрировал устойчивый рост на 15-20%.
Отметим, что пришедшая осенью вторая волна коронавируса, ставшая по количеству заболевших и умерших гораздо более страшной, чем первая, практически не сказалась на рынке.
Это вполне объяснимо, поскольку в подавляющем большинстве регионов отказались от введения нового локдауна, принеся безопасность в жертву экономике. А небольшие ограничения, которые все-таки вводились, носили не слишком обязательный характер – их выполнение почти не контролировалось.
Поскольку грузоперевозки можно назвать кровеносной системой всей экономики, положение на этом рынке отражает то, что происходило в России в целом. Если грузоперевозки уже восстановились, то и полноценного экономического кризиса в стране нет. Фактически мы имеем только краткосрочное резкое и уже забытое падение на протяжении двух месяцев, а также более долгосрочные проблемы в отдельных пострадавших отраслях.
Исход из городов
Вместе с тем рынок грузоперевозок подтверждает и некоторые долгосрочные тренды, вызванные пандемией. Так, по статистике ATI.SU заметен очень уверенный рост перевозок из Московской области. Например, количество заявок на перевозки внутри Подмосковья выросло на 16%, на перевозки в Ленобласть — на 12%, в Краснодарский край — на 14%, в Нижегородскую область — на 17%, а в Татарстан — аж на 24%.
Таким образом, можно сделать вывод: центральный регион становится все более мощным логистическим хабом, а в целом никакой децентрализации в российской экономике не происходит. Очевидным фактором для такого роста стало и бурное развитие онлайн-торговли – многие крупнейшие магазины традиционно размещают логистические центры именно в Подмосковье.
Вместе с тем росли и многие региональные перевозки. Например, внутри Татарстана перевозки выросли на 19%, что вместе с данными по перевозкам из Подмосковья позволяет говорить о бурном росте активности в регионе. На Кубани перевозки выросли на 16%, на Южном Урале рост составил 14%.
А вот перевозки внутри крупнейших городов, а также между мегаполисами чувствовали себя значительно менее уверенно. В частности, количество заявок на перевозки по Москве снизилось на 6%, внутри Петербурга — на 12%, а перевозки из Петербурга в Москву просели аж на 13%.
Такие цифры вполне объяснимы с учетом массового исхода людей из городов в условиях пандемии и удаленной работы. Одни переезжали за город на лето, другие и вовсе постарались сменить постоянное место жительства. Соответственно, смещались и центры экономической активности – товары теперь требовалось доставлять в другие локации. Также, вероятно, сказались и более строгие ограничения, которые пришлось вводить властям крупнейших городов.
Вероятно, с отменой ограничений и возвращением к мирной жизни мы увидим и некоторый откат – люди будут возвращаться в города. Впрочем, необходимо помнить: пандемия не столько создала новые тенденции, сколько ускорила то, что уже развивалось до нее…