Нарушение весогабаритного контроля в России могут «отвязать» от способа фиксации.
Ответственность водителей и должностных лиц за движение крупногабаритных и большегрузных машин без специального разрешения предлагается исключить, установив ее только для собственников и владельцев таких транспортных средств. Соответствующий законопроект планируется рассмотреть на пленарных заседаниях Госдумы в весеннюю сессию во втором чтении, сообщает Logirus.
– Данная законодательная инициатива исходила не от перевозчиков, а, скорее всего, от Минтранса. С нами данный законопроект не обсуждался, но я прекрасно понимаю, почему он был разработан. Для того, чтобы исключить возможность перекладывания перевозчиками финансовой ответственности, – считает вице-президент Российского автотранспортного союза (РАС) Валерий Алексеев.
Попытки уйти от ответственности обусловлены кратной разницей в размерах штрафных санкций, которые несут перевозчики и водители, добавил эксперт. Для должностных лиц, ответственных за перевозку, штрафы начисляют в размере от 10 000 до 50 000 рублей, для водителей – от 1 000 до 10 000 рублей в зависимости от превышения весогабаритных норм, а для юрлиц и ИП – от 100 000 до 500 000 рублей. Законопроект же предлагает установить единые штрафы за перегруз для физических и юридических лиц – собственников и владельцев крупногабаритного и большегрузного транспорта, исключив при этом ответственность для должностных лиц и водителей.
Законопроект также исключает зависимость размера административного штрафа за нарушения весогабаритного контроля от способа фиксации правонарушения: автоматическими средствами контроля или инспектором ГИБДД. Сейчас штрафы за нарушения, зафиксированные камерой, начисляются юрлицам и ИП в размере максимально возможного предела.
– РАС поддерживает данный законопроект в части пресечения попыток ухода от ответственности недобросовестных собственников большегрузов, тем самым формируя на рынке грузоперевозок недобросовестную конкуренцию. Но мы против того, чтобы усилить ответственность на перевозчика несмотря на то, что перевес мог быть обусловлен действиями водителя, – подчеркнул Валерий Алексеев.
Кроме того, законопроект не предусматривает проведения административного расследования, чтобы установить виновность за перегруз должностного лица и владельца транспортного средства, добавил эксперт. РСА выступает против «автоматического» определения виновных. Помимо этого, союз считает, что вину водителя нельзя исключать в случае превышения весовых норм в пределах 10%, а также при перевозке крупногабарита, когда существует риск смещения груза.
– Например, если в тентованное транспортное средство был загружен товар, который в процессе транспортировки сместился – это вина грузоотправителя, который неправильно закрепил груз, и водителя, который не усмотрел, – привел пример Валерий Алексеев.
Директор по взаимодействию с отраслевыми организациями ГК «Деловые Линии» Александр Лашкевич законопроект оценивает положительно. Так как документ будет способствовать формированию равных условий для перевозчиков, считает собеседник «Логируса».
– В случае вступления в силу законопроекта в лучших условиях окажутся перевозчики, у которых есть современная техника, позволяющая контролировать нагрузку по осям и по полной массе. Они будут работать в рамках законодательства без перегрузов и не бояться недобросовестных грузоотправителей. Что касается мелких перевозчиков (ИП) и физических лиц, то для них штрафы могут быть мотивацией к соблюдению законодательства и норм грузоперевозок, – полагает эксперт.
Напомним, в октябре 2020 года Национальная ассоциация грузового автомобильного транспорта «Грузавтотранс» направляла в Минтранс предложение о солидарной ответственности за нарушение перевозки грузов. В частности, предлагалось применять штрафные санкции не только к перевозчикам, но и грузополучателям.