Самые длинные тоннели Москвы. Прошлое и будущее
Московские автотоннели-рекордсмены: прошлое, настоящее и будущее.
Несмотря на то, что мировое строение автомобильных тоннелей имеет почти вековую историю, самый первый автотоннель на территории нашей страны появился в 1959-м году.
До этого времени в СССР существовали только железнодорожные тоннели и тоннели метро. Необходимость в строительстве автомобильных тоннелей была продиктована автомобилизацией страны 1950-х. гг.
И вот на правительственном Кутузовском проспекте Москвы, на развилке с Большой Дорогомиловской улицей, возник трёхполосный для разноуровневого проезда машин Кутузовский тоннель, который выполняет свою функцию и по сей день.
Сегодня это транспортная развязка на пересечении ТТК с Кутузовским проспектом с уникальной для столицы пятиуровневой системой, обеспечивающей движение пересекающихся автомобильных потоков.
Тоннельный комплекс сооружался открытым способом с использованием технологий, позволяющих вести строительные работы при частично перекрываемой проезжей части, без прерывания движения транспорта. Длина его двух центральных тоннелей — по 500 м, а рамповых участков — по 210 м.
Поскольку какое-то время аналогов Кутузовского тоннеля просто не существовало, он и был самым длинным тоннелем города Москва. Сегодня он не входит в десятку самых протяжённых московских автотоннелей, однако замыкающий её Октябрьский тоннель (506 м) превосходит Кутузовский в длине всего на 6 м.
10 самых длинных тоннелей в Москве:
Лефортовский, 3246 м;
Северо-Западный, 3126 м;
Алабяно-Балтийский, 1935 м;
Волоколамский, 1730 м;
Гагаринский, 1100 м;
Шереметьевский, 800 м;
Винчестерный тоннель Северо-Западной хорды, 786 м;
Ленинградский, 660 м;
Таганский, 600 м;
Октябрьский, 506 м.
«Тоннель смерти»
Лефортовский тоннель, который возглавляет эту десятку, был открыт в 2003-м году. Он пролегает под одноименным парком и Яузой. Также этот тоннель заслужил славу одного из самых широких тоннелей Европы.
Здесь предусмотрено 7 полос для движения автотранспорта: 3 в северном направлении и 4 — в южном (каждая полоса — шириной 3,5 м). Тоннель состоит из двух «веток», одна из которых находится на глубине около 30-ти м и имеет длину 3 246 м для движения в одном направлении, а другая представляет собой комбинацию тоннеля и эстакады для движения в обратную сторону.
Сооружение оснащено системой вентиляции, водоудаления, пожаробезопасности, дымоудаления, замера уровня загазованности, видеонаблюдения и связи (по всей территории установлены таксофоны). Центральный диспетчерский пункт, где осуществляется управление инженерными коммуникациями, находится на 30-метровой глубине.
В случае пожара водители, находящиеся в тоннеле, могут спастись при помощи эвакуационных выходов, размещённых на его территории через каждые 100 м. Эти выходы ведут в своеобразный «тоннель под тоннелем», обшитый бетоном.
Но даже столь продуманное и современное обеспечение безопасности не уберегло Лефортовский тоннель от ЧП и дурной славы.
Из-за большого количества автомобильных аварий в народе его прозвали не иначе как «Тоннель смерти».
Что самое абсурдное, причиной ДТП здесь чаще всего становится элементарное нарушение ПДД: превышение скорости и пересечение сплошной разделительной линии. Согласно статистике этот тоннель стал одним из опаснейших участков московских дорог, по сути таковым не являясь. Рекордное нарушение скоростного режима из когда-либо зафиксированных в Тоннеле смерти — 236 км/ч (при максимально допустимой — 60 км/ч).
В часы-пик количество автомобилей в потоке, проезжающих через этот тоннель, достигает 9000 единиц.
Самые длинные тоннели Москвы будущего
В 2008-м году в Москве объявили о строительстве сразу двух тоннелей, которые должны быть длиннее Лефортовского, и одного примерно аналогичной протяжённости:
Под музеем-заповедником «Коломенское» (Южная рокада) — 4,85 км;
Под Борисовскими Прудами (Южная рокада) — 4,85 км;
Под Преображенской и Семеновской площадями (Северная рокада) — 3,2 км.
Первый тоннель проложат под музеем-заповедником «Коломенское» через Нагатинский затон к станции метро «Печатники». Здесь будет четырехполосная трасса с шириной каждой из полос — 3,75 метра.
Второй будет находиться под Борисовскими Прудами, соединив Варшавское и Каширское шоссе с улицей Борисовские Пруды. Это строение существенно упростит жизнь местным автомобилистам, которым, чтобы попасть в соседний район, приходилось выезжать на МКАД или же ехать чуть ли не в центр столицы.
Третий автотоннель пройдёт под Семёновской и Преображенской площадями от Краснобогатырской улицы до проспекта Будённого.
Строительство этих объектов было включено в Генеральный план развития до 2025-го года.