КАМАЗ заходит в премиум-сегмент
Уникальнейшая ситуация сложилась на российском автогиганте. Сегодня Камский автомобильный вынужден производить сразу три поколения грузовиков: классическое — К3, на базе Mercedes Axor поколение К4 и новейшую разработку К5.
Наверное, в мировом автопроме это беспрецедентный случай. Хотя руководители камского автозавода это понимают, и им никакого другого выбора не остается, поскольку действуют они в высококонкурентной среде российского авторынка.
Главная цель предприятия – не упустить рынок. То есть не уменьшить свою долю на нем, не сдать его конкурентам. А конкуренты всегда готовы отрезать кусок. Напомним, в прошлое десятилетие уже имелся такой негативный опыт. Тогда китайские самосвалы начали масштабную экспансию на российский рынок грузовой техники, и сразу доля КАМАЗа начала сокращаться.
Зарубежные модели также работают в сегменте премиум, это представители большой европейской семерки (BIG-7), к которым камазовской продукции предстоит подтянуться. А недавно в числе конкурентов заявился и отечественный «Урал», новейший самосвал которого выйдет на отечественный рынок нынешней весной и начнет яростную борьбу на рынке бюджетных строительных самосвалов с КАМАЗом. Об этом автомобиле наш канал писал в этом материале.
В своем недавнем интервью генеральный директор камского автогиганта Сергей Когогин отметил: «КАМАЗ планирует с 2024 года прекратить производство грузовиков поколения К4 и сосредоточиться на премиум-сегменте – выпуске тягачей K5». Это колоссальная по объемам задача. Он образно обрисовал ее так: «Сложность в том, что мы сейчас выпускаем одновременно три поколения грузовиков, от К3 до К5. Машины совершенно не похожи друг на друга, и если автомобили К3 содержат в среднем около 40 тысяч деталей, то в К5 их уже порядка 100 тысяч – это сильно осложнило организацию производственных процессов, но КАМАЗ справился с вызовом даже в условиях пандемии».
Дальнейшее развитие производственной программы нового семейства Когогин видит следующим образом: «Могу с гордостью сказать, что в линейке К5 мы уже собрали опытные образцы тягачей 6х4 и 6х2, а также самосвалов 6х4, 8х4 и 6х6. Этап пробных сборок пройден, впереди процесс доводки, испытаний, сертификации — к середине следующего года мы получим широкий модельный ряд К5. Во втором полугодии запустим опытные промышленные партии и передадим машины клиентам на тестирование».
Далее он рассуждает: «Чтобы довести качество новых автомобилей до ожиданий клиента, привыкшего к европейским брендам, мы умышленно затягивали вывод К5 на рынок. За 2019 год мы изготовили 80 машин и долго доводили их до кондиции, а в 2020 году бесплатно отдали широкому кругу потребителей для тестирования. Получив обратную связь, мы внесли небольшие финальные изменения в конструкцию и приступили к серийному выпуску. К сожалению, поставщики до сих пор не вполне готовы – они завершат подготовку производства к маю следующего года. К этому времени они должны быть готовы обеспечивать комплектующими 7 тысяч автомобилей в год. В 2022 году мы рассчитываем выйти уже на 15 тысяч грузовиков». Вот такие планы по выводу новейшего семейства у КАМАЗа озвучил руководитель автогиганта.
Все дело в кабине
КАМАЗ предпринял смелый шаг и зашел с новым семейством в премиум-сегмент – это совершенно другие требования к качеству продукции, огромные инвестиции и усилия инженерных служб по подготовке производства к выпуску линейки K5.
Транспортные и строительные компании будут оценивать грузовик не по лозунгам и намерениям, о которых будет рассказывать топ-менеджмент автогиганта, а по опыту эксплуатации техники. «Мы заложили очень серьезные параметры в К5. К примеру, межсервисный интервал доведен до 120 тысяч километров, при этом тестовые автомобили прошли уже свыше 200 тысяч, но мы даже не меняли масла – ждем, когда его свойства опустятся ниже критической отметки. Судя по показателям, менять масло придется где-то на 240 тысячах. В перспективе мы планируем заявить межсервисный интервал на уровне 150 тысяч километров», — отметил Сергей Когогин.
Как и с камазовским поколением К4 одним из камнем преткновения нового грузовика стала новая кабина. И тут на помощь пришел партнер и акционер КАМАЗа немецкий концерн Daimler AG.
В 2019 году на территории автозавода в Набережных Челнах был построен завод каркасов кабин.
Как отмечает генеральный директор «Даймлер Камаз рус» Андреас Дойшле: «В основе нашего совместного предприятия завод каркасов кабин для грузовиков. СП очень много вложило в это производство. Кабины поставляют для наших грузовиков (Mercedes-Benz) и для КАМАЗа – их нового тягача K5».
Напомним, что мощность завода составляет 50 000 кабин, сегодня с этого завода обеспечиваются кабинами почти всю сборка грузовиков Mercedes-Benz в Набережных Челнах, т. е. импорт немецких кабин для этих грузовиков практически прекращен. Также все грузовики КАМАЗа линейки K5 укомплектованы этой кабиной. По словам Андреаса Дойшле в самом ближайшем будущем производство будет наращиваться, а в ближайшие годы выйти как минимум на уровень 20 000–30 000 кабин в год. Фактически, продукция завода полностью закроет потребности КАМАЗа, кроме классической линейки К3.
Согласно специнвестконтракту (СПИК), основные операции для локализации – это сварка и окраска и использование локальной стали для кабин. Андреас Дойшле отмечает: «Сейчас мы оптимизируем производство, стараемся использовать все больше локального сырья, сокращаем импорт штампованных деталей. Мы работаем с КАМАЗом над этим. Чтобы кабина считалась российской, нужно 70% местного металла и деталей. Некоторые типы кабин уже полностью российские, для других все еще импортируем отдельные детали. В нашем производстве используем сталь Магнитогорского металлургического комбината и «Северстали».
Гендиректор «Даймлер Камаз рус» отметил: «Обязательства по инвестициям мы выполнили – это порядка 110 млн евро. Инвестиции по контракту были привязаны в основном к заводу кабин».
Дело двигатель
Как известно, тягачи поколения К5 оснащены новым рядным 6-цилиндровым двигателем KAMAЗ Р6 мощностью 450 л.с., новой автоматизированной 12-ступенчатой коробкой передач ZF Traxon и задним мостом Даймлер со сниженным передаточным отношением для экономии топлива. Передние и задние тормоза – дисковые. Также в числе преимуществ новинки – два топливных бака общим объёмом 1400 л, за счёт чего обеспечивается внушительный запас хода (около 4,5 тыс. км). По сравнению с предыдущим поколением автомобилей семейства К4 применение передовых технических решений позволило снизить расход топлива на 10% (30 л/100 км), увеличить межсервисные интервалы на 50% (до 120 тыс. км.), повысить ресурс на 20% (до 1,2 млн км).
За основу нового дизельного двигателя КАМАЗ-910 (Р6) был взят силовой агрегат Liebherr D946. В декабре 2017 года были собраны первые образцы нового рядного шестицилиндрового двигателя Р6. Сегодня на КАМАЗе созданы производственные мощности для изготовления 12 тыс. таких силовых агрегатов в год. Этот мотор в различных вариациях будет развивать мощность от 400 до 700 л.с., удовлетворять требованиям экологического класса Euro-5, помимо автомобилей КАМАЗ будет устанавливаться и на другую технику.
В ближайшие два-три года планируется освоить производство четырёх новых модификаций двигателя Р6 – газовый, газодизельный, двигатель с повышенной энергоэффективностью, двигатель объёмом 13 литров. Активно ведётся разработка двигателя КАМАЗ-910.40 экологического уровня Euro-6.
Сегодня идёт разработка газовых двигателей Р6 для магистральных тягачей. В дальнейшем будет возможность устанавливать их на все модификации автомобилей перспективного семейства. Номинальная мощность нового двигателя – 450 л.с., максимальный крутящий момент – 1850 Н•м, планируемый межсервисный интервал – до 100 тыс. км.