9 лет в бегах. Задержан последний участник банды из Набережных Челнов, грабившей дальнобойщиков
Сотрудники правоохранительных органов задержали в Калужской области последнего участника банды «душителей дальнобойщиков» из Набережных Челнов 51-летнего Сергея Зузлева, который скрывался от правосудия 9 лет.
Действовала банда в начале 2000-х годов. Ее руководителем был житель 6 комплекса Нового города Александр Еналеев, 1967 года рождения. В отличие от преступных группировок «29 комплекс», «Курицинские» или «Боксеры», которые действовали по территориальному принципу, Еналеев использовал свою банду исключительно для нападений на дальнобойщиков на автотрассе М-7.
Еналеев при своей любви к автотехнике мог бы вполне неплохо зарабатывать себе на жизнь и без криминала: он мог разобрать и заново собрать КАМАЗ, а все свое свободное от разбоя время проводил в гараже, приводя в порядок старые машины.
Началом криминального пути Еналеева стало убийство туркменского бизнесмена Атташева в 2000 году. Тот, наслышавшись о талантах автослесаря, сам предложил будущему убийце купить старый КАМАЗ и отремонтировать его, после чего обещал выкупить машину. И даже дал денег на покупку старого грузовика. Но по какой-то причине предложение туркмена Еналееву перестало быть интересным. Возможно, он изначально хотел «кинуть» бизнесмена, но тот оказался настойчивым — не дождавшись грузовика, стал требовать назад деньги. Еналеев пообещал отдать деньги в гараже на окраине Красных Челнов. Задушив Атташева, он положил его труп в багажник легковушки. Тело пролежало там сутки, пока убийце не попалась на глаза пустая железная бочка. Еналеев и еще один будущий член банды упаковали туда мертвого бизнесмена и залили раствором цемента. Еще несколько дней бочка с замурованным трупом простояла около гаража у всех на виду, пока не затвердел цемент и не подвернулась техника, чтобы оттащить ее в ближайший овраг, где «консерва», как ее назвал один из участников банды, пролежала все 11 лет.
К 2000-му году в окружении Александра Еналеева оказалось много знакомых коммерсантов — именно из этого круга он и вынес информацию о том, что дальнобойщики — люди с деньгами. Цель Еналеева была определена. Летом 2000 года с одним из приятелей он опробовал свой замысел в деле: проследив за водителем молоковоза в Мензелинском районе Татарстана, подельники дождались, пока тот остановится на обочине. Водителя скрутили, избили до потери сознания и выбросили в придорожную канаву. КАМАЗ бандиты сразу после нападения перегнали в Башкирию, где в арендованном гараже сняли с него раму, купили новую без номеров и старую ПТС от другой машины и привели в соответствие новым документам номера на двигателе угнанной машины. После чего грузовик совершенно легально продали в другой регион. Тогда никому и в голову не пришло, что это только начало целой череды разбойных нападений, которые происходили на дорогах Татарстана и Башкирии вплоть до середины 2004 года.
После удачной пробы сил у Еналеева еще полгода ушло на более основательную подготовку — покупку оружия и тщательный подбор членов банды. Он аккуратно прощупывал свое окружение на предмет того, кто и на что готов ради денег. В итоге, кроме подельника, с которым он «ходил на дело», к нему присоединились еще двое приятелей. Впервые все вместе они вышли на большую дорогу в 2001 году. Тогда добычей налетчиков стал КАМАЗ, груженый камазовскими же запчастями, а двое дальнобойщиков были задушены.
К этому моменту в арсенале банды были автомат Калашникова, обрез двуствольного охотничьего ружья, три пистолета различных модификаций, граната Ф-1 с запалом и 837 патронов. Наращивать арсенал бандитам не было смысла. Вести ни с кем криминальных войн в Набережных Челнах они не собирались. Для устрашения дальнобойщиков достаточно было демонстрации «калаша». Из пяти трупов водителей, которых следователям удалось «раскопать», ни одно убийство не произошло с применением огнестрельного оружия: четверо человек были задушены, еще один был забит насмерть.
Среди задержанных по этому делу оказался отставной сотрудник МВД. В начале 2000-х годов он был действующим сотрудником ГАИ на КПП недалеко от ТЭЦ. Досматривая машины и заглядывая в накладные, гаишник затем сообщал бандитам номера машин с ценным грузом, которые шли транзитом через Набережные Челны. Нападение с двумя убитыми было совершено именно по его наводке. На следствии бывший сотрудник МВД потом скажет, что убийства не планировались — он просто брал деньги, которые ему отстегивали, не вникая в детали. Он же помог бандитам разжиться несколькими комплектами формы инспекторов ГАИ, чтобы без проблем останавливать грузовики.
Похищенные товары бандиты распродавали на оптовых базах, а большегрузы либо разбирали на запчасти, либо с перебитыми номерами продавали заказчикам. Лишь один из потерпевших дал налетчикам достойный отпор: сотрудник охранного предприятия, сопровождавший груз, оказался вооружен и хорошо подготовлен. Улучив момент, он достал оружие и сделал три предупредительных выстрела в воздух, после чего бандиты разбежались.
Александру Еналееву удавалось поддерживать жесткую дисциплину в банде. Об этом говорит, например, эпизод с убийством жены. В семейных ссорах женщина, осведомленная о деятельности мужа, не раз угрожала сообщить обо всем в полицию. Следователи рассказывали, что при личных беседах с главарем сложилось впечатление, что это убийство было «воспитательным». Он не убил женщину во время ссоры, испугавшись, что она его «сдаст» милиции. Это была продуманная и показательная расправа на глазах у подчиненных, которых он специально собрал на даче. Он хотел, чтобы они видели, что он настроен серьезно и способен расправиться даже с матерью своего сына. Задушенную жену главаря закопали на окраине дачного поселка.
Нападения на дальнобойщиков неожиданно прекратились в 2004 году. Еналеев попался на другом разбое. Своих подельников он не выдал. Его осудили к 3,5 годам колонии. За это время двое из членов банды душителей ушли в бизнес, еще один уехал в Москву и занялся предпринимательством. А сам Еналеев, освободившись из колонии, подался в… дальнобойщики. Купил себе фуру и неплохо зарабатывал на перевозках. Когда членов банды начали арестовывать, они были искренни в своем недоумении: «Мы же нормально столько лет жили, ничего не нарушали, никого не трогали. За что?».
Всего в уголовном деле «душителей дальнобойщиков» оказалось 17 эпизодов: убийства, разбои, грабежи, незаконный оборот оружия. Двое задержанных — 47-летний Радомир Аглиуллин и 45-летний Сергей Щеглов полностью признали свою вину, заключив досудебное соглашение со следствием. Весной 2013 года Верховный суд Татарстана приговорил Аглиуллина к 15 годам и 3 месяцам колонии строгого режима, а Щеглова — к 14 годам.
Осенью того же года суд огласил приговор остальным участникам банды: Александр Еналеев получил 25 лет колонии строгого режима, Валерий Пшеничный — 10 лет колонии строгого режима, Зайтун Фархутдинов — 8 лет и 3 месяца колонии строгого режима, Данил Шайхисламов — 8 лет и 3 месяца колонии строгого режима, Дмитрий Морозов — 8 лет колонии строгого режима, Айдар Ахметов — 8 лет колонии строгого режима, Владимир Родионов — 8 лет условно с испытательным сроком 5 лет, Рамиль Боговеев — 8 лет условно с испытательным сроком 4 года, Альберт Мазитов — 4 года условно с испытательным сроком 4 года.
Долгое время ничего не было неизвестно о местонахождении еще одного из членов банды, уехавшего в Москву. 42-летний Сергей Зузлев был объявлен в федеральный розыск в 2011 году и только в сентябре 2020 года попал в поле зрения правоохранительных органов. Зузлева этапировали в Татарстан и заключили под арест. Расследование в отношении него продолжается.