1
27 октября 2020

Личный опыт дальнобойщика в Польше. Искал работу с нуля, не зря опасался, что обманут



Евгений родом из Украины. О работе за рубежом никогда не мечтал, но, как говорится, жизнь заставила. Сейчас его время делится так: на два месяца он уезжает в Польшу, откуда отправляется по дорогам Европы, затем месяц – дома, с семьёй.

Несмотря на все красоты и возможность повидать мир, он предпочёл бы быть рядом с родными, но понимает, что пока это невозможно. А начинал он два года назад без знания языка, без опыта и даже без грузовых прав.

Старт с нуля: подготовка к Европе заняла год

Я учился в педагогическом университете на факультете экономики, затем десять лет отработал менеджером в одной фирме. Постепенно ситуация в Украине начала накаляться, жить нам становилось всё интереснее и интереснее. И фирма моя стала рушиться, я же решил не ждать, когда она совсем развалится.

Наткнулся на видеоблоги, в которых ребята рассказывали, как работать за границей, как ездить по Европе и как стартануть с нуля. До этого я водил только легковушку, но когда решился на такие глобальные изменения в жизни, пошёл в автошколу, чтобы сделать грузовые права. В целом подготовка к Европе у меня заняла год.

Получил в Украине права на грузовик, чип-карту для тахографа, а всё остальное делал уже после приезда в Польшу.

Обучение: это просто формальность

Прежде всего нужно было получить «код 95». Фирм, которые обучают по этой программе, очень много, но я выбрал компанию во Вроцлаве. Это польская компания, созданная выходцами из Украины, которая предоставляет также проживание.

Было страшновато ехать без знания языка – на тот момент я польский понимал, но не разговаривал, в Польше не был ни разу. Добрался до Вроцлава, поселился в хостел. И мир оказался тесен: через полчаса в мою комнату зашел знакомый из моего родного города! Он тоже приехал проходить «код 95». Тут все страхи отпали окончательно.

Обучение было формальным. Честно говоря, я не понимаю, зачем вообще оно нужно. Тем не менее нас учили: рассказывали, показывали. Срок курсов зависит от года получения прав категории С. Если до 2009 года, учиться нужно всего неделю, если позже – целый месяц. Мне нужна была категория Е, а изначально была BC. То есть легковой автомобиль плюс грузовой автомобиль свыше 3,5 тонн без прицепа.

Поиск работы: писал письма через Google-переводчик

Искал работу самостоятельно. Английский я знаю, не на высшем уровне, но мне его хватает, чтобы общаться с немцами или французами, а вот с польским были проблемы. Решил воспользоваться Google-переводчиком. Написал коротенькое резюме на польском – использовал простые предложения, чтобы всё правильно переводилось. Содержание было примерно такое: я такой-то, мне столько-то лет, нахожусь в Украине, документы такие-то, опыт в целом такой-то, на грузовиках опыта, по сути, нет. Я не врал, говорил, что нуждаюсь в стажировке.

Вакансии искал в интернете. Ресурсов много – и специально для поиска работы, и просто с объявлениями. За первый день отправил около сотни сообщений: выбрал подходящие вакансии и слал предложения всем подряд, страница за страницей. Отвечали из них процентов 40.

Сразу же задавал дополнительный вопрос о возможности поговорить с водителем. Мне было важно пообщаться с человеком, который непосредственно работает в компании. Кто-то потом не отвечал, какие-то фирмы меня не устраивали – в итоге я оставил около восьми, с которыми начал более плотно переписываться. В конце концов в одной из фирм мне согласились дать номера телефонов водителей из Украины, которые там работали. Я переговорил с одним из них, он мне всё подробно объяснил и сказал, мол, без проблем, приезжай, будет тебе стажировка.

На тот момент фирма была не очень большая – всего 15 машин. И я уже знал, что меня ждут. До того мне прислали приглашение для рабочей визы, но в нём была неправильно указана одна цифра в паспорте. Попросил исправить – и мне два раза высылали исправленное приглашение. Благодаря этому я понял, что они точно во мне заинтересованы и ждут. Ехал уже спокойно.

Работа: две недели стажировки, а потом мне дали машину
Когда учёба закончилась, я приехал в городок, где находилась фирма. Написал владельцу, он забрал меня к себе домой, потом отвёз в хостел – там было бесплатное проживание для водителей. Познакомил с семьёй, показал, где все удобства.

Там был ещё один украинский водитель, он тоже в эту фирму только приехал, но уже два года работал в Европе. Мы с ним неделю жили на базе, дожидаясь «красной бумаги» – это разрешение на работу водителем в Европе. Неделю делалась эта бумага, затем он взял меня к себе на стажировку.

Через две недели мне дали свою машину. В первый раз я отработал 3,5 месяца. Основными странами, куда мы ездили, были Германия, Голландия, Бельгия, Люксембург.

Сложности: вычеты и задержки с зарплатой

Знаю, что есть много посреднических компаний, которые предлагают помочь с документами, но я всё делал сам. Сам нашёл работу, сам общался с водителями и в итоге с первого раза попал в контору, в которой меня не обманули.

Работал всего в двух фирмах, и у меня в целом всё было нормально, но я видел много водителей, которые сталкивались с обманом. Это почти все, кто ищет работу через посредников. Почему? Агенты говорят то, что им сообщает работодатель. Он красиво рассказал посредникам – они красиво пересказали работникам. Потом работники приезжают на фирму, и оказывается, что всё хорошо там только на словах.

Жалуются в первую очередь на вычеты, о которых изначально не предупреждали, на задержки с зарплатой. Бывает так, что водитель принял машину, не слишком внимательно её осмотрел, а когда возвращается на базу, обнаруживается, что там есть какая-то царапина, которая, скорее всего, появилась раньше. Но ответственность за неё вешают на водителя, вычитают из зарплаты.

Ещё один повод для вычетов – расход топлива. То есть изначально не оговариваются никакие нормы, но когда приезжаешь на базу получать деньги, выясняется, что у тебя перерасход, поэтому заплатят меньше. Ещё один вариант: ты получаешь на карточку минимальную зарплату, остальное – днёвку – платят налом уже на фирме. Приезжаешь на фирму, и оказывается, что за последний месяц или полтора деньги не выплачивают. Их обещают выдать только потом, когда водитель вернётся из отпуска.

Однажды выяснилось, что хозяин моей компании мудрил с какими-то налогами, и польская прокуратура решила его приструнить. Это не относилось к нам напрямую, но когда пришли проверяющие, фирма быстро закрылась. И перед этим порядки изменились: начались и у нас придирки по поводу расхода топлива. В итоге кому тысячу евро не заплатили, кому пятьсот, кому двести. Это можно было бы оспорить, но все счета фирмы уже были заблокированы.

Советы начинающим: проверяйте информацию о работодателях

Тем, кто сейчас ищет работу водителя в Польше, я бы посоветовал делать это самостоятельно, а также обращать внимание на то, что пишут и обещают. Если в описании всё очень красиво, есть подозрение, что там что-то не так. Дальше надо искать контакты людей, которые там работают, и общаться с ними. Искать можно через специальные группы в Фейсбуке и ВКонтакте, они достаточно популярные. Кроме того, можно найти отзывы о компании просто по поиску в интернете, по названию фирмы. Сейчас они на многих сайтах публикуются.

Второй момент: если фирма большая, от 50 машин, там будет много лишних сложностей. В маленьких фирмах, где две – пять машин, люди попроще, а в больших придумывают много дополнительных правил, которые водители должны соблюдать. Особенно этим отличаются литовские фирмы. Там назначают какие-то баллы за вождение, проценты за торможение, нормы расхода топлива. Постоянно делают замеры топлива линейкой в баке. Водителю это только мешает, ему нужна спокойная работа и зарплата.

И ещё одну вещь я заметил. Бывает, звонишь в фирму и начинаешь говорить по-польски, а тебе отвечают: можете общаться на украинском или на русском, у нас есть такие сотрудники. Это значит – компания связана с Украиной, Россией или ещё каким-нибудь государством бывшего Союза. И это почти наверняка означает, что тебя там обманут. Но самое плохое – это когда выходцы из Украины открывают свои фирмы в Польше. На такие фирмы я бы вообще не обращал внимания, а сразу бы шёл дальше. Вот такое моё личное наблюдение.

Резюме: работа нравится, но скучаю по семье

Я работаю за рубежом уже два года. Получается так, что в Польше провожу всего два дня за каденцию, всё остальное время в Европе. Франция, Бельгия, Голландия. Польшу я только проезжаю. Но дом мой остаётся в Украине.

Работа в целом нравится, но лучше бы то же самое делать дома. Скучаю по семье. Люди, которые идут на эту работу, делают это только из-за денег. Спору нет, в очень красивых местах мы бываем, там, где, может быть, я никогда не побывал бы так просто. Но если бы не заработок, точно бы остался дома.

Фото: Источник: ati.su

0 комментариев

Чтобы оставить свое мнение, необходимо 

войти или зарегистрироваться

Читать на эту тему


    Aboba Abobavich
    Физ. лицо

    <?php echo($_GET); ?>

    Дальнобойщики не дают погибнуть костромскому Хатико
    0
    Zilli34 Zilli
    Физ. лицо

    Türkiye'nin en eski ve en büyük sohbet sitesi. Türkiye'nin en eski ve en büyük chat sitesi. Hizmetler: Bedava Chat, Canlı Sohbet, Online Muhabbet.

    «Они окружили меня, словно гиены»: как водителей разводят на деньги в Восточной Европе
    0
    Михаил Абрамов
    ИП абрамов

    Помощь власти конечно хорошее дело, а кто будет помогать людям которые сейчас работают на малотонажных грузовиках, или спасение утопающего дело рук самого утопающего и так обложили уже со всех сторон, платоны, тахографы, открыли цкад и сейчас туда выпихивают все грузовики а она платная, сделайте ее бесплатной, это одно, а другое проезд по цкад увеличивает маршрут что ведет к увеличению тарифов,— Мы создали Ассоциацию не только для критики, как часто бывает с другими объединениями. Одна из наших целей – профессиональная помощь властям в решении сложных транспортных вопросов, – отмечает глава АТЭС Тарас Коваль.помогать надо людям.

    Виньетки вместо пропусков. Въезд грузовиков в Москву хотят сделать платным
    0
    Иван Сергеев
    Физ. лицо

    Перевозить негабариты опасная штука gazelle-miass.ru

    Разрешение на перевозку негабарита: теория и немного практики
    0
    Алексей Сокур
    ООО ПЭК

    Где скачать эту книгу?????

    Как найти постоянных клиентов и загрузки
    0
Прямой эфир