Аэрография на грузовиках. Красота — это страшная сила
Европейские водители-дальнобойщики любят украшать свои многотонные сцепки произведениями изобразительного искусства. На тюнинг грузовика может быть потрачена сумма, превышающая его стоимость.
Кабина сияет холодным серебром. Замысловатая роспись, покрывающая цистерны тягача и прицепа, отдает ледяной синевой. Синие тона повторяются в обивке кожаных сидений водителя и второго члена экипажа, а в центре крыши дюжина светодиодных фонариков образует контур звезды. Еще одна звезда парит над правым зеркалом, олицетворяя НЛО, спускающееся с облачного неба. Легко представить, что эта 25‑метровая сцепка вот-вот отправится в межпланетное путешествие. Однако миссия у такой привлекательной машины совершенно земная — перевозка грузов по дорогам общего пользования.
Xtar — пожалуй, самый навороченный грузовик Mercedes-Benz в Европе. 48‑тонный финский автопоезд с 450‑сильным тягачом Actros и четырехосным прицепом-силосом Nordic Tank принадлежит маленькой частной компании Kuljetus Auvinen из Хельсинки, руководит которой 50‑летний Мика Аувинен, страстный водитель грузовика и многократный лауреат шведского конкурса Nordic Trophy.
Традиционно фирма специализируется на перевозке цемента по всей Финляндии. Автопоездов в компании немного, пять-шесть единовременно. Зато все они — уникальны.
Тягачи и прицепы полностью вручную переделаны и раскрашены, хорошо известны, потому что непременно являются участниками разных грузовых шоу. Одна из самых известных таких площадок — этап чемпионата Европы по трак-рейсингу в Нюрбургринге. Именно там журналист «Автопарка» вживую познакомился с Xtar и другими незаурядными грузовиками, большинство из которых можно воспринимать не иначе, как произведения искусства.
Кстати, источниками вдохновения для таких «железных картин» служат едва ли не все блокбастеры последних лет, в том числе и мультипликационные.
А кроме них — рок-звезды, животные, мифические существа и обнаженные красотки — каждый может найти сюжет по вкусу. Даже не верится, что это не специальные шоу-траки, а настоящие рабочие машины. Расписные лакированные бока, хромированные бамперы, крылья и даже самосвальные кузова. Огромные ксеноновые «люстры», десятки ярких лампочек по периметру, множество заказных «примочек» — доведение машины до совершенства ограничено только фантазией владельца и его финансами. И того, и другого, кстати, требуется немало.
На тюнинг грузовика может быть потрачена сумма, превышающая его стоимость, впрочем, результат того стоит. Креатив сегодня не только собирает огромные бюджеты, но и становится необходимым для преуспевающей компании. Автомобили, пересекающие континенты вдоль и поперек, делают рекламу транснациональной без всякого на то согласования с местными властями. Даже простое оформление машины в корпоративном стиле подчеркивает солидность, авторитет компании, что, естественно, рекламирует ее продукцию и услуги. За примерами ходить далеко не надо. В Германии, например, компания Herpa, занимающаяся производством масштабных моделей автомобилей, способствовала появлению целой серии расписанных фур. Здесь на Гран-при Германии по кольцевым гонкам были и такие. Scania, MAN, Volvo, Kenworth, Mack, Peterbilt, как частные, так и под брендами известных транспортных компаний — не похожие друг на друга, они своими образами подтверждали, что живопись на автомобиле — не ремесло, а настоящее искусство.
Вернемся к нашему знакомому Xstar. Что именно подвигло Мику Аувинена заняться «настенной живописью», неизвестно, хотя подобная грузовая аэрография в Финляндии стала популярной с конца 1980‑х. Свою первую идею Мика реализовал в 90‑е годы. Проект Xstar стал десятым по счету. Впервые Xtar был представлен широкой публике в ноябре 2011 года на презентации в Хельсинки. За раскраску взялся известнейший транспортный аэрографист Симо Рикконен, прежде создавший образ под именем Gladiator, основой для которого послужил более ранний Mercedes Actros.
Самая сложная и кропотливая задача художника в проекте Xtar — сделать композицию, в которой органично сочетаются космические сюжеты во всех мыслимых вариациях с мифическими воинами и сказочными чудовищами. «Здесь важен системный подход к задаче, — рассказывает Мика Аувинен. — Нельзя упускать ни одного элемента автомобиля, рисунок должен гармонировать с кузовом. Очень важно учитывать, что поверхности цистерны не плоские, а имеют рельеф. Объем должен помогать в восприятии картины, а не мешать этому. Удачный рисунок — это хороший инструмент для привлечения новых клиентов».
Для создания подобных шедевров из стандартных грузовиков требуется много времени и усилия десятков людей. Заказанное шасси с завода сначала отправляется на кузовную фирму. Там оно разбирается, а рама, кузов и кабина окрашиваются в основной цвет. Разобранная полностью кабина перевозится в мастерскую художника, а помимо росписи обретает и новую начинку. Скажем, установкой аудиосистемы и обивкой интерьера кабины занимаются специальные ателье. Параллельно заказываются десятки хромированных деталей — также у нескольких фирм.
После того как картина готова, ее покрывают лаком. Лак сглаживает ступеньки, образованные слоями краски, и защищает рисунок от повреждения, придает ему насыщенность и глубину. Пластиковые детали автомобиля покрываются лаком отдельно. На этом многие останавливаются. Но после нанесения лака не все ступеньки сглаживаются. Чтобы их не было, поверхность полируется. После этого слой лака становится блестящим, как зеркало.
В результате кропотливой работы десятка профессионалов из различных ателье получается навороченный раскрашенный трак с переделанными экстерьером и интерьером. Происходит его рождение небыстро. К примеру, создание Xtar потребовало свыше 6000 часов работы и обошлось в более чем 450 тыс. евро.
Интересно, что при этом Xtar, как и все супертраки Мики Аувинена, остается рабочим грузовиком, развозящим цемент, причем по стандартным расценкам. Интересно, как это ему удается?