"Самозанятых перевозчиков не бывает!"
Подходит ли новый налоговый режим для автоперевозчиков и какие подводные камни ждут водителей, решивших его использовать?
Сегодня налоговый режим для самозанятых действует на всей территории России. Он позволяет предпринимателям платить налоги по упрощенной схеме. Самозанятые граждане не сдают налоговую отчетность, им не нужен кассовый аппарат, а регистрация в качестве самозанятого проще, чем в качестве ИП. Но есть и ограничения: доход предпринимателя за год не должен превышать 2,4 млн рублей, запрещается использовать труд наёмных работников.
Налог для самозанятых – 4% от дохода, если им платят физические лица и 6%, если контрагенты – юридические лица или индивидуальные предприниматели.
Зарегистрироваться в качестве самозанятого и оплатить налоги можно через специальное приложение. Стоит отметить, что этот налоговый режим пользуется популярностью: в качестве самозанятых уже зарегистрировалось более миллиона россиян. Их доходы за последние 20 месяцев составили около 130 млрд рублей.
Нужен ли этот режим перевозчикам?
Логистические СМИ активно освещали события, связанные с новым налоговым режимом. Вот несколько преимуществ, которыми теоретически могут воспользоваться зарегистрировавшиеся в качестве самозанятых граждан владельцы грузовиков.
Легализация и связанное с ней расширение базы потенциальных клиентов;
Отсутствие отчетности и низкая в сравнении с ИП налоговая ставка;
Возможность платить налог лишь за те месяцы, когда предприниматель осуществлял грузоперевозки – простои оплачивать не нужно;
От статуса самозанятого в любое время можно отказаться или же сменить его на ИП.
При этом у нового налогового режима, если рассматривать его в контексте автоперевозок, есть и объективные минусы:
Налогом облагаются все доходы – без вычета расходной части;
Сумма ежемесячного оборота при этом также ограничена;
Предприниматель теряет возможность нанимать сотрудников, в том числе и водителей: всё придётся делать самому.
Мнение экспертов
Чтобы выяснить, подходит ли этот налоговый режим для водителей-частников мы побеседовали с экспертами и юристами, специализирующимися на автомобильных грузоперевозках. По мнению координатора ассоциации «Дальнобойщик» Валерия Войтко, самозанятые граждане в автоперевозках работать не могут.
— Самозанятых автоперевозчиков не бывает! Перевозка грузов автомобильным транспортом возможна, если она осуществляется субъектом бизнеса: юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем. Это сказано в Уставе автомобильного транспорта, в Правилах перевозки грузов и в Гражданском кодексе. Слова «самозанятый» в этих документах нет! – заявил наш собеседник.
Валерий Войтко отмечает, что перевозчики, зарегистрировавшиеся в качестве самозанятых, фактически являются «чёрными» перевозчиками и уходят от налогов – вне зависимости от того, осознанно они так поступают или нет.
— Формально грузоперевозки являются вполне легальным видом деятельности самозанятого лица, – пояснил нам Управляющий Партнёр Юридической фирмы «ЮРВЕСТ» Роман Образцов. – Однако, есть одно противоречие. Согласно 152 приказу Минтранса, водитель грузовика должен иметь при себе путевой лист. Такие же нормы содержатся в Уставе автомобильного транспорта.
Но путевой лист выдаётся водителю юрлицом или индивидуальным предпринимателем, а самозанятый не попадает ни под одно из этих определений.
Если заказчиком перевозки выступает юридическое лицо, оно в качестве сопроводительного документа предоставляет самозанятому перевозчику транспортную накладную и товарную накладную на перемещаемые грузы. В случаях же, когда заказчиком является физическое лицо, которому нужно перевезти груз на машине, исполнителю придётся совершать рейс без сопроводительной документации, что будет неприемлемо с точки зрения проверяющих органов (например, ГИБДД).
О пробелах в законодательстве говорит и руководитель юридической компании «Богатов Групп» Сергей Богатов.
— Это очень неблагодарная тема: в законодательстве много дыр, а судебной практики пока нет, – отмечает юрист.
— Я не согласен с тем, что перевозчики, регистрируясь в качестве самозанятых, нарушают закон; в конце концов, новый налоговый режим был введён в качестве эксперимента и государство само разрешило так работать.
Эксперт отмечает, что во многих нормативных документах самозанятые граждане не упоминаются. К примеру, в КоАП предусмотрены штрафы для физических лиц, ИП и компаний. Возникает вопрос: какие санкции следует применять в отношении нарушивших закон самозанятых?
— По логике, самозанятые признаются физлицами, и взаимоотношения с ними необходимо выстраивать как с физлицами, а не как с ИП. Но я знаком с ситуациями, когда самозанятые несли ответственность не как обычные граждане, а как индивидуальные предприниматели. В то же время у меня есть два контрагента, которым я плачу как самозанятым, и банк проводит платежи как переводы частным лицам.
По мнению Сергея Богатова, главное несоответствие кроется в самой сути понятия самозанятого. Законодательство рассматривает его как обычного гражданина, который платит меньше налогов, но по сути самозанятый часто занимается именно предпринимательской деятельностью.
* * *
Новый налоговый режим на сегодняшний нельзя назвать оптимальным для перевозчиков с небольшим уровнем дохода из-за пробелов в законодательстве, а по мнению некоторых экспертов его и вовсе нельзя использовать в сфере автоперевозок. Вполне вероятно, что уже в обозримом будущем пробелы будут устранены, и ситуация изменится. Но пока этого не произошло, перевозчики могут регистрироваться в качестве самозанятых на свой страх и риск: узнать, какие штрафы будут выписаны за банальные нарушения ПДД и какую позицию займёт суд в ходе более сложных разбирательств можно будет только постфактум.