Долгострой века
В Вологде ввели в строй последний участок объездной дороги, которую строили более 20 лет.
9 сентября открыто движение по последнему участку обхода Вологды. Таким образом, на строительство дороги потребовалось 21 год и пять месяцев.
Объездная дорога стала частью федеральной трассы М8. Она решает задачу вывода транзитного транспортного потока за пределы города, значительно разгружает Окружное шоссе, которое давно превратилось в городскую улицу.
«Было серьезное сопротивление»
О необходимости строительства объездной дороги Вологды говорили ещё в советское время — чуть ли не с конца 1970-х. Но долгое время не доходило дело до проекта. Глава администрации Вологды в 1991–1994 годах Борис Упадышев вспоминает, что на тот момент даже не было представления, где взять денег.
«Мы уже тогда понимали, где должна проходить дорога, мы даже ногами проходили трассу, смотрели, как пройдёт возле деревни Рубцово, за Пошехонским кладбищем, через Кирики. Нам говорили, что строительство может занять шесть лет, но не было никакой конкретики. Сейчас вопрос решается за счёт федеральных денег, тогда всё было сложнее. Смутно рисовалось, за счёт каких средств строить», — вспоминает Борис Валерьевич.
Прорыв произошёл после 1996 года в губернаторство Вячеслава Позгалёва. Был разработан стратегический план развития области, в который было заложено решение ряда проблем, в том числе Вологды и Череповца. В документ вошло и строительство обхода Вологды, поскольку было очевидно, что в перспективе город будет задыхаться от транспортных потоков. Федеральный бюджет софинансировал работы, области же для того, чтобы вложить свою долю, пришлось влезать в кредиты.
«Было серьёзное сопротивление и чиновников, и депутатов, и профсоюзов. Многие говорили, что не нужно тратить деньги на стройки, а направлять их необходимо в социальную сферу и на зарплаты бюджетникам, — вспоминает Вячеслав Позгалёв. — Приходилось ломать это сопротивление, разговаривать с людьми, убеждать их… Выезжать в деревни и встречаться с населением, которое выходило с пикетами, требуя отодвинуть обход на 20 километров от города. В итоге со всеми удалось найти общий язык, и стройка успешно началась. Конечно, областных денег не хватало, мы брали кредиты — долги не самое страшное, если не останавливаться в развитии. Для меня это очень важный объект, а для области строительство обхода Вологды равносильно по значению Крымскому мосту в масштабах всей страны».
Таким представлялся маршрут обхода Вологды в октябре 2006 года. | Инфографика из архива «Премьера»
Стройка началась 23 апреля 1999 года — в этот день состоялся торжественный митинг. 11 октября 2003 года, в разгар кампании на выборах Государственной думы, глава Вологды и губернатор области открыли первый и второй пусковые участки — от выезда из Вологды в сторону Архангельска до автодороги Вологда — Медвежьегорск. Третий пусковой участок, который вывел объездную дорогу к автодороге на Череповец и Петербург, открывали 15 ноября 2007 года, снова во время предвыборной кампании в Госдуму.
Качество дороги во время открытия третьего пускового участка проверяли при помощи стакана воды, который поставили на приборную панель — не расплескалось ни капли.
«Кстати, это была идея радио «Премьер»: журналисты подсказали такой способ контроля качества дороги. Мне идея понравилась, и я решил её воплотить», — вспоминает Вячеслав Позгалёв.
Автором идеи была Юлия Арсеньева, один из основателей и многолетний главный редактор радио «Премьер»: «Эту идею я позаимствовала у Бориса Немцова. Когда он был губернатором Нижегородской области, он ставил на капот машины стакан и проезжал. Возможно, это и неправда, но идея была хорошей. Я предложила Вячеславу Евгеньевичу, и когда он проверял новый участок объездной, то поставил стакан внутри салона — вот и вся история».
Как пишет информагентство РБК, насчёт Немцова — это действительно правда, но не вся. В 1993 году в Нижний Новгород приехала бывший британский премьер-министр Маргарет Тэтчер. Чтобы ей продемонстрировать качество новой дороги до Дзержинска, Немцов поставил на капот рюмку с водкой, а затем разогнался до 80 километров в час.
Вторая половина
После этого оставалось построить самый длинный четвёртый пусковой комплекс, от питерской трассы до московской, но стройка «встала». Всё упёрлось в деньги — областной бюджет сильно пострадал от экономического кризиса 2007-2008 годов, и возможности финансировать строительство обхода уже не было. Кредиты правительство области уже брало не на стройки, а на социалку.
Теперь прорыв пришлось делать новому губернатору Олегу Кувшинникову. Пока искали деньги, постепенно проводили проектные работы: в 2013 году стало понятно, что нужно менять трассу, чтобы она пошла в обход урочища Кирики-Улита и санитарной зоны Козицинского кладбища. В 2014-2016 годах делали изыскания под проект. В итоге развязку объездной дороги с московской трассой в результате построили на два километра дальше от Вологды, чем планировали изначально.
Результат принесли переговоры с федеральным центром о финансировании строительства и передаче дороги в федеральную собственность. В 2017 году вопрос решался на уровне президента Владимира Путина.
Движение по четвёртому пусковому комплексу открыли губернатор Олег Кувшинников, полпред президента Александр Гуцан и другие официальные лица. | Фото с сайта okuvhinnikov.ru
«Когда я пришёл к нашему президенту, он меня спросил: «Что нужно людям Вологодской области?» Я назвал два объекта: обход города Вологды и новый мост в Череповце. Президент на моих письмах поставил резолюцию со словами: «Если людям нужно, значит, будет построено!» И началась колоссальная стройка: 12 миллиардов рублей, два с половиной года, лучшие строители страны. И сейчас объект построен. Им будем гордиться не только мы, но и наши дети и внуки», — цитирует слова Олега Кувшинникова его пресс-служба.
Четвёртый пусковой комплекс обхода Вологды представляет собой 17-километрую четырехполосную автодорогу (первые три пусковых комплекса — двухполосные). Он включает в себя три двухуровневые развязки, два моста через реки Шограш и Содема и два путепровода. Уложено современное асфальтобетонное покрытие повышенной износоустойчивости марки ЩМА-20. ЩМА (щебёночно-мастичный асфальтобетон) отличается от асфальтобетонных смесей по ГОСТ 9128-2013 тем, что в нем содержится больше щебня и битума. ЩМА можно укладывать слоем меньшей толщины, чем горячий асфальтобетон, таким образом снижается расход смеси на квадратный метр покрытия.
Вологодская область впервые получила дорогу первой категории безопасности.
Дороги делятся на категории в зависимости от числа полос движения, ширины каждой полосы, типа транспортных развязок. До сих пор в регионе было небольшое число дорог второй категории — это отдельные четырёхполосные участки дороги А114 и М8. Принципиально же категория 1В отличается от второй шириной полос — 3,75 метра против 3,5. Кроме того, у дорог категории 1В обязательна центральная разделительная полоса — бетонный отбойник, который устанавливают по центру дороги. Вторая категория допускает его отсутствие, на всех прочих дорогах он вообще не требуется.
Открывать первую половину четвёртого пускового участка в 2019 году в Вологду приезжал министр транспорта Евгений Дитрих. По слухам, на открытие всей объездной дороги целиком собирался приехать премьер-министр Михаил Мишустин. Но в итоге в Вологду прибыл полпред президента в СЗФО Александр Гуцан.
«Практически образуется транспортный трап, который позволяет перераспределять транспортные потоки, — цитирует его слова пресс-служба администрации Вологды. — Безусловно, это скажется и на экономическом развитии Вологодской области, в целом СЗФО. К тому же колоссальный транспортный поток будет выведен с дорог Вологды, старейшего русского города с большой многовековой историей».