"Работайте дальше за шапку сухарей!"
Российские дальнобойщики потребовали отменить систему «Платон».
Объединение перевозчиков России (ОПР) 10 и 11 сентября проводит акции протеста против системы взимания сборов «Платон» в регионах. На акции у главного офиса компании в Твери полиция задержала трех человек. Пензенские дальнобойщики присоединились к протесту: они провели одиночный пикет около местного офиса «Платона» и потребовали ответов от представителей компании. О чем говорили перевозчики с руководством пензенского «Платона» — в репортаже «7х7».
«В Пензе никому ничего не надо»
На акцию протеста к дверям «Платона» в Пензе утром 10 сентября пришли всего два перевозчика. Координатор местного отделения Евгений Узун уехал на акцию в Тверь, где его задержали. Остальные обещали прийти, но по разным причинам не пришли.
— Нас «задушили» этим «Платоном» со всех сторон, но в Пензе никому ничего не надо, — сказал «7х7» один из перевозчиков Валерий Агеев. — Только на стоянках [дальнобойщики] все языками треплют! Тогда на стоянках рот не открывайте, работайте дальше за шапку сухарей!
Другой перевозчик Анатолий Смирнов встал у офиса «Платона» в одиночный пикет. Он держал в руках плакат с требованием отмены «Платона», транспортного налога и введения прозрачного акциза.
— Когда вводили «Платон», нам говорили, что транспортный налог будет в него входить. Но этого так и не случилось. Акцизы поднимаются, [цена на] топливо растет. Почему я должен платить три налога? Надо что-то из этого убирать, невозможно работать, — пояснил он «7х7».
Еще двое перевозчиков в этот момент пришли в офис, чтобы получить новый прибор учета «Платона» вместо просроченного. За езду с поломанным тахографом им пришли штрафы по 5 тыс. руб., но, если не получить новый прибор, система продолжает штрафовать. Они пояснили «7х7», что не против «Платона»:
— Наверное, так нужно, конструкция такая.
— Пошлите, а то посадят за болтовню, — поторопила одного из них жена.
Систему «Платон» в России ввели с 15 ноября 2015 года для сбора средств с грузовиков массой выше 12 тонн. По мнению разработчиков системы, они причиняют федеральным дорогам наибольший вред. Фуры платят «Платону» 2,2 руб. за километр пути.
Система отслеживает 50 тыс. км федеральных дорог, в ней зарегистрированы 600 тыс. перевозчиков и 1,35 млн фур. По данным на 15 августа, «Платон» за время существования собрал в федеральный бюджет 113,4 млрд руб. На часть этих средств (22 млрд руб.) дорожники построили 31 мост и 1 тыс. км дорог в регионах. О расходовании остальной суммы на сайте «Платона» не говорится.
Проголосовать за участок для ремонта можно на сайте «Карты убитых дорог». По итогам голосования 700 км дорог включены в планы ремонта.
Куда уходят деньги
После пикета перевозчики хотели записаться на прием к руководству компании. Но потом решили не откладывать и задать вопросы представителям местного «Платона». С ними в офис зашло еще несколько перевозчиков — всего около 10 человек. К дальнобойщикам вышла руководитель пензенского подразделения «Платона» Елена Родионова. Она попросила их не мешать обслуживаться другим клиентам и предупредила, что будет отвечать только на вопросы о расчетах.
Она пояснила, что средства, собранные «Платоном», идут в федеральное дорожное агентство «Росавтодор» на строительство дорог, а транспортный налог — в региональные бюджеты.
— Шкуру бы еще с нас снять, и «здорово»! — ответил ей один из перевозчиков.
— Сейчас все в стране в такой ситуации, — парировала глава офиса.
На вопрос о том, сколько денег собрали с пензенских перевозчиков за прошлый год и за пять лет работы офиса, Елена Родионова не ответила и посоветовала обращаться в головной офис компании. В Пензе 4 тыс. владельцев и около 9 тыс. транспортных средств.
Перевозчики посчитали на телефонном калькуляторе: умножили минимальный тариф «Платона» (2,2 руб. за километр) на среднегодовой километраж фуры и на количество перевозчиков региона и получили цифру 528 млн руб. в год и 2,7 млрд руб. за пять лет работы «Платона». По их словам, это минимальная сумма: порядок цифр, скорее всего, намного больше.
Елена Родионова напомнила, что за счет «Платона» Пензе выделили 395 млн руб. на реконструкцию Свердловского моста и 103 млн руб. — на путепровод в Каменке (областной центр в 70 км от Пензы). Еще 64 млн руб. регион получил в качестве компенсации по транспортному налогу в 2016 году. По ее мнению, «Платон» работает и дороги стали лучше.
— Дороги строились и до «Платона» на наши же деньги. Только теперь они становятся платными. Результат тот же самый — за все платим, — ответили ей перевозчики.
У перевозчиков вызвал вопросы также номер расчетного счета «Росавтодора»: по их мнению, это офшорный счет. Однако на бланках «Росавтодора» в офисе «Платона» указаны российские реквизиты российского юридического лица.
Один из дальнобойщиков — Анатолий Смирнов, который стоял в пикете, — признался, что задолжал федеральному «Платону» и региональному бюджету за транспортный налог около 170 тыс. руб. Платить их ему не с чего. Свой плакат за отмену «Платона» он оставил сотрудницам офиса и попросил передать руководству головной компании.
* * *
10–11 сентября дальнобойщики из ОПР проводят двухдневную предупредительную акцию в Твери, Екатеринбурге, Пензе, Петрозаводске и других городах. Они требуют отмены налоговой системы «Платон» и штрафов.
На акцию в головной офис «Платона» в Твери приехали дальнобойщики из Москвы, Санкт-Петербурга, Пензы, Самары, Вологды, Екатеринбурга, Волгограда и других городов. Троих из них задержали.
Объединение перевозчиков России — первая организованная структура в сфере автоперевозок, которая объединяет представителей транспортной отрасли из 45 регионов России. Ежемесячный взнос для членов объединения — 500 руб. Эти деньги остаются на местах у координаторов региона и идут на изготовление наклеек на авто, буклетов, консультации юристов и другие расходы. У членов организации есть доступ ко всем каналам, базам данных и к единой сети, в которой перевозчики общаются по рации. На встрече в Твери 10 сентября перевозчики создали профсоюз.