"Одно неправильное слово может перерасти в конфликт". Особенности автоперевозок в Средней Азии
Возить грузы из России на юг СНГ непросто, а иногда и опасно. Об особенностях международных автоперевозок в страны бывшего СССР лучше других знают логисты и водители, работающие на этом направлении.
Каждый день сотни грузовиков пересекают российскую границу, чтобы доставить грузы в Узбекистан, Таджикистан, Туркменистан и другие страны Средней Азии. Объемы торговли растут, и услуга перевозки сборных грузов в южном направлении становится всё более востребованной.
Как и любые международные перевозки, перевозки в странах СНГ имеют свою специфику. Водителю, чей путь лежит в Ташкент или Душанбе следует знать не только о правилах оформления документов на таможне, но и о местных порядках, о надёжных стоянках, где можно отдохнуть, не опасаясь за сохранность груза, а также о дорогах, которых зачастую нет на карте.
Не меньшее количество нюансов должно быть известно логистам и таможенным брокерам – иначе груз может не доехать до получателя.
О том, как устроен бизнес по доставке сборных грузов в Среднюю Азию и с чем приходится сталкиваться логистам и водителям рассказали специалисты компании «Технологии логистики».
От презерватива до парохода
Представим, что клиент подал заявку на перевозку груза из условного российского областного центра в Ташкент. Заявка была одобрена логистами, грузоотправителю сообщили стоимость перевозки, и стороны ударили по рукам. Сперва необходимо доставить груз в Москву: в столице у «Технологий логистики» есть консолидационный склад, на котором грузы собираются перед отправкой за границу.
— Мы забираем грузы на следующий день после оформления заявки, – рассказывает руководитель отдела внутрироссийских перевозок Кирилл Конопешко. – Отбираем только самых надёжных перевозчиков. Для оценки контрагентов используем систему баллов АТИ, звёзды и рекомендации. Проверяем, кому принадлежит машина, связаны ли фирмы и так далее.
На этом этапе перед логистами стоят типичные задачи, которые приходится решать всем перевозчикам сборных грузов. Необходимо укомплектовать машины и задекларировать их содержимое перед вывозом из региона.
— Грузы бывают самые разные: как выражаются в логистике, от презерватива до парохода. Попадаются совершенно неожиданные вещи с двойным или тройным применением (это может быть важно, если одно из применений относится, к примеру, к военной сфере). Всегда нужно иметь понимание, можно ли груз штабелировать. У клиента может быть сорок ящиков, которые нельзя будет ставить друг на друга – тогда для их перевозки понадобится несколько машин. «Таких мелочей в логистике очень много», —объясняет Кирилл Конопешко.
Дела бумажные
В международных перевозках очень высока значимость правильного оформления документов. Поставленная не там печать или подпись может стать причиной для отказа во въезде в соседнее государство. «Технологии логистики» занимаются оформлением экспорта в Таджикистан, Узбекистан, Туркмению и другие страны Средней Азии с 2013 года, поэтому сотрудники компании знают все необходимые тонкости.
— Часто грузоотправители допускают ошибки в оформлении документов. Иногда клиенты требуют предоставить формы, которые не используются уже больше 20 лет! Людям приходится объяснять, что порядки изменились, – рассказывает Кирилл Конопешко.
Занимаясь подготовкой необходимых для прохождения таможни документов, «Технологии логистики» берут на себя полную ответственность за их оформление, и проблем никогда не возникает. Если же клиенты готовят документы самостоятельно, бумаги всё равно досконально проверяются сотрудниками компании. В случае со сборными грузами это особенно важно, ведь из-за ошибок в документах одного отправителя задержать могут всю машину.
Восток – дело тонкое
На складе в Москве грузы из разных регионов России консолидируются и загружаются в фуры для отправки за границу. Международные рейсы в «Технологиях логистики» выполняются силами привлеченного автопарка. Наши водители имеют обширный опыт международных перевозок в направлении стран Средней Азии. Опыт в этом деле важен, потому что количество нюансов, о которых необходимо знать дальнобойщикам, огромно.
Рейс из Москвы в Ташкент длится шесть дней. До Узбекистана машины добираются через Казахстан, и здесь ухо нужно держать востро:
— В Казахстане как были девяностые, так и остались, – рассказывает начальник отдела международных перевозок Сергей Акатов. – Поэтому водители ночуют на конкретных, выделенных стоянках.
Особенно опасен участок от Уральска до Байконура, здесь до сих пор случаются нападения на машины, поэтому водители стараются преодолевать его в дневное время, ехать без остановок.
Чтобы избежать неприятностей, машины, следующие транзитом в Узбекистан, на российско-казахстанской границе нередко собираются в колонну и едут вместе: так безопаснее. В Узбекистане проблем с криминалом нет: народ здесь дружелюбный, а правоохранители взяток не берут. Но здесь есть проблемы с дорогами.
— Движение в Узбекистане очень трудное, сложное: много гористых участков, перевалов. На дорогах постоянно встречаются тележки, запряженные животными, объехать их бывает непросто. Если попадёшь в ДТП, даже самое незначительное, машину отправят на штрафстоянку, и придётся ждать суда. ПДД здесь очень строгие, – объясняет Сергей Акатов.
В Казахстане и Киргизии водителям приходится делать поправку на местный менталитет. Одно неправильно сказанное на стоянке может перерасти в конфликт.
— Если местным покажется, что иностранный водитель на стоянке проигнорировал их обращение или ответил невежливо, дело может закончиться разбитыми стёклами и поломанными зеркалами, – рассказывает наш собеседник. – Наши водители знают об этом и в такие ситуации не попадают.
Без права на ошибку
Самой строгой страной Средней Азии без сомнения является Туркменистан. Таможенники здесь проверяют груз особенно тщательно.
Проверить могут и телефон водителя: если в нём найдут неприличные картинки (например, с изображением обнаженной девушки), дальнобойщика могут арестовать.
При въезде в страну на машину крепится специальный маячок, по которому её будут отслеживать. Водитель не имеет права отклоняться от маршрута, и даже когда он приедет на терминал, ему нельзя будет выйти с его территории. «Технологии логистики» выполнят перевозки сборных грузов в Туркменистан уже давно, и у компании здесь есть представители, которые могут забрать водителя под своё поручительство – чтобы тот смог прогуляться по окрестностям или зайти в магазин, ожидая разгрузки.
— Маршрутные карты в Туркменистане очень дорогие, от 500 долларов за 400 километров. А еще здесь требуют наличие сертификата происхождения товара: без него тебя даже через границу не пропустят, – отмечает Сергей Акатов.
Дальнобойщики в плену международной политики
Перевозчикам, работающим в Средней Азии, приходится учитывать и межгосударственные отношения, которые иногда бывают напряженными. Между Узбекистаном и Таджикистаном не утихает дипломатический конфликт, связанный со строительством гидроэлектростанции на реке Вахш. Таджикистану она необходима для получения электроэнергии, но в Узбекистане боятся, что строительство сооружения приведёт к обмельчанию реки Амударьи и ударит по сельскому хозяйству. Из-за этого конфликта Узбекистан запретил транзитную перевозку грузов, необходимых для строительства ГЭС.
— Нам пришлось возить эти грузы в обход, через Киргизию, через горные перевалы на высоте до 4 километров. Зимой там условия экстремальные, фуры буксуют, на некоторые перевалы их приходилось буквально затаскивать траллами, – вспоминает Сергей Окатов.
Работа выполнена
Но каким бы трудным ни был путь, рано или поздно он остаётся позади. Машина прибывает в столицу государства — в нашем случае это Ташкент.
Работа водителя, однако, на этом не заканчивается: прежде чем вернуться домой, ему предстоит развести другие оставшиеся в машине грузы получателям в разных городах Узбекистана. Стоит отметить, что тариф на доставку в страну у «Технологий логистики» единый, и доплатить незначительную сумму придётся лишь в том случае, если место доставки находится на значительном удалении, вблизи границы с Туркменией или Афганистаном.
Доставка грузов из России в Узбекистан и другие страны Средней Азии – непростой процесс, требующий слаженной работы логистов, брокеров и водителей. Если вам нужно отправить груз в южные страны СНГ, лучше всего воспользоваться услугами крупной, надежной компании.
«Технологии логистики» возят сборные грузы в Узбекистан, Таджикистан, Туркменистар, Азербайджан, Грузию и другие страны Средней Азии и юга СНГ с 2013 года. Отлаженная внутрироссийская логистика, консолидационные склады в Москве и Самаре, состоящий из опытных специалистов коллектив – все эти преимущества позволяют группе компаний уверенно лидировать на своём направлении.
ООО «Технологии логистики» — это:
Лучшая цена на доставку на рынке (от ₽15 тыс. за один и от ₽25 тыс. за два европаллета);
Общий срок доставки не более 2 недель;
Забор груза на следующий день после заказа;
Подготовка таможенных документов и проверка экспорта;
Отслеживание груза с помощью GPS-мониторинга на всех этапах перевозки;
Доставка в необходимый населённый пункт в выбранной республике.
Основные направления перевозок:
Россия – Казахстан – Узбекистан – Таджикистан
Россия – Казахстан – Туркменистан
Россия – Казахстан – Узбекистан – Таджикистан
Россия – Казахстан – Кыргызстан – Таджикистан
Чтобы узнать о направлениях и услугах, предоставляемых компанией, а также рассчитать стоимость доставки – загляните на сайт ООО «Технологии логистики». И даже если в ближайшее время вам не понадобится заказывать транспорт в направлении Средней Азии, добавьте этот сайт в закладки: когда-нибудь он вам обязательно пригодится.