"Бывает, что водители зарабатывают больше, чем я". Исповедь уставшего предпринимателя
Предприниматель Иван Герасимов решил расширить свой экспедиторский бизнес и стать перевозчиком. Оказалось, что купить грузовые автомобили гораздо легче, чем найти надёжных водителей.
О дефиците профессиональных водителей Иван Герасимов рассказал подписчикам своего YouTube-канала.
Мы – небольшая транспортная компания. Занимаемся в основном экспедированием, но в 2017 году созрела идея купить грузовой автомобиль.
Машины я выбирал «под водителя»: сперва искал сотрудника, потом автомобиль. Нашел мужичка с солидным стажем в возрасте 55 лет, а спустя три месяца купил подержанный пятитонник Iveco Eurocargo. Мы привели машину в хорошее состояние, вложив в неё её же стоимость. Водитель отработал первый год, и я был полностью доволен как им, так и автомобилем.
Платил я ему 4 рубля за километр плюс суточные. Мало кто может похвастаться такими ставками на пятитоннике: я слышал, что ребята и на сцепках ездят за 4 рубля. Мы договорились, что водитель будет самостоятельно, но с нашей помощью делать простые работы: замену масла, фильтров, смазку шкворней, крестовин и прочее. Я считаю, что это мелкий ремонт, а ремонт более серьёзный, где нужны инструменты, съемники и специальные навыки мы делаем в сервисе.
Прошел год, и возникла идея взять еще один автомобиль. Мы купили Mercedes 814 и пересадили на него опытного водителя с Iveco, а на Iveco взяли другого сотрудника. Проходит один месяц, второй: я начал замечать, что у новенького водителя Iveco практически перестала ломаться. У Юрия Михайловича постоянно что-то случалось, а тут ничего… а машины я видел редко, потому что если они исправны, то постоянно находятся в рейсах.
И вот спустя пару месяцев я увидел Iveco. Оказалось, что радовался я зря: она была в очень плачевном состоянии.
С тех пор я понял, что автомобилями нужно заниматься плотнее. Водитель сам по себе был хорошим: быстро ездил, укладывался в нормативы, у него не возникало никаких проблем с документами, на загрузке или выгрузке… Но по технической части он ничего не понимал.
Iveco тогда привели в порядок. Эта история повторилась несколько раз. Я не просил, чтобы водитель ковырялся в машине и брал весь ремонт на себя, но если где-то что-то шипит, если ты сам не можешь поставить фитинг за 150 рублей – скажи нам! У нас есть ангар, мы сделаем. Но нет, водители почему-то молчат до последнего, до тех пор, пока машина не встанет.
В октябре прошлого года мы приобрели ГАЗель. Привели её в порядок и в ноябре наняли водителя. Обозначили оклад в 3,5 рубля за километр плюс суточные: грех не работать! Провели стажировку, оформили трудовой договор. Весь декабрь мы возили грузы под определенного заказчика, работы было много. Как-то раз в 2 часа дня я позвонил водителю и сказал, что ночью мы едем в Москву, и он должен ехать в паре с другой машиной: вдвоём несложно, если что подскажут. Он ответил – хорошо. А в 9 вечера прислал СМС: извините, не могу выйти на работу по личным обстоятельствам. Перезваниваю, трубку не берёт. Поехал сам…
Возвращаюсь, нанимаю другого водителя. Даю ему полностью исправную машину. Он ездит, и всё вроде бы ничего, но в одном из рейсов у него «ложится» коробка. Вызываем эвакуатор, везём машину на сервис, чиним, едем дальше…
Шкворни воители не смазывают, кузов вшатали буквально за три месяца.
Отношение к машине – абсолютно халатное. Бортовые огни не горят? Наплевать: водитель приезжает на базу «одноглазым», лампочки не меняет. Отбойник ушатали, тент порвали.
За два месяца на ГАЗели «положили» три коробки, при том что перегрузы не таскаем – 2 тонны, максимум 2100. Понятно, что Cummins рвёт коробки на раз-два, но ведь с умом надо ездить! А они могут включить пятую передачу и ехать на ней 60 километров в час.
Водитель Мерседеса прикрутил саморезами к передней панели кусок ДСП. Говорит, мне нужен был столик. Но он мог бы сказать об этом мне, и я купил бы столик, а теперь панель испорчена.
На прошлой неделе в субботу я хотел отдохнуть, провести день с семьей. Но позвонил подменный водитель ГАЗели и сказал: у меня неприятности. Колеса улетели. Одно в поле, второе еще куда-то. Гайками легковушке, ехавшей сзади, разбило лобовое стекло.
Всё это произошло, потому что он не затянул колеса! И хорошо, что произошло под Нижним Новгородом, а не где-нибудь в Сибири. Пришлось покупать запчасти, садиться в машину и ехать к нему. Из-за такой мелочи человек потерял несколько тысяч рублей из своей зарплаты…
В воскресенье звонит другой водитель, говорит – у меня тоже неприятности. Было скользко, уехал в кювет… не перевернулся, груз цел, сам жив, всё не так плохо. Через пару дней машина приезжает: бампер разбит, фара разбита, поворотник разбит, крепление подножки разбито… и всё это случилось буквально за два дня.
И такое происходит постоянно. То они на погрузке кого-то заденут, то на выгрузке, то еще что-то случится…
Водители могут не подписать документы. Приезжает один из рейса, из Великого Новгорода. Почему не подписал документы? Говорит, печати не нашлось. Почему не позвонил? Ведь бывают серьёзные клиенты, которые требуют все печати и подписи. Приходится отсылать документы на место выгрузки, и ожидание оплаты затягивается на 3-4 месяца…
На YouTube много роликов, в которых водители хают баринов, жалуются, что им задерживают деньги. Наши ребята получают деньги еженедельно: ходку сделал – зарплату получил. Всё по графику, как положено. Мы эти деньги, возможно, увидим через два-три месяца из-за отсрочек, но водителям платим сразу, и платим неплохо.
Бывает, когда с обратками туго, водители зарабатывают больше, чем я.
Мой отец – водитель, и я никогда не был о водителях плохого мнения. Но сейчас многое изменилось. Да, кто-то скажет, что машины старые (Iveco 1992, Mercedes 1995 года). Но за машинами мы следим от и до, потому что клиенты серьезные, возить грузы надо. Почему нельзя поддерживать их в надлежащем техническом состоянии? Ведь на собеседования оговаривается, что простые работы входят в обязанности водителей.
Вы хаете «баринов» за задержки, но как с вами по-другому? Я смотрю канал «Перевозчик 116», у него водитель получает деньги за первый круг только вернувшись из второго. Это нормально, возможно, и мне так надо поступить.
Если вы надумали купить свой грузовой автомобиль, посадить туда водителя и ждёте, что бабки будут течь к вам рекой – такого не будет. Никакого развития быть не может, пока на рынке существует такая проблема с кадрами. Будут нормальные сотрудники, добросовестные, хорошо относящиеся к своей работе – будут и свежие машины, и своя, укомплектованная рембаза. Но пока нет водителей-профессионалов, такого не будет.
А если вы хотите работать водителем и получать достойную зарплату – пожалуйста, относитесь к технике как к хотя бы немножечко своей. Относитесь к машинам как к машинам, а не куску железа. Ведь эта техника кормит и вас, водителей, и нас предпринимателей.