"Платон" на диалог не идёт. Как система влияет на регоператоров по вывозу мусора
Прошёл год с момента поднятия вопроса об освобождении мусоровозов от платы по системе «Платон». Но решение так и не принято. А ведь в изменении правил заинтересованы не только сами операторы по вывозу ТКО и перевозчики, но и все российские жители .
За «Платон» на мусоровозах платят жители?
Речь о том, что «Платон», кроме взимания платы с фур, будет отслеживать все мусоровозы, перевозящие твердые коммунальные отходы (ТКО), зашла в 2017 году, после двух лет существования системы.
— Цель нововведений — препятствовать созданию нелегальных свалок. Сейчас в России не существует обязательных систем контроля за местами разгрузки мусоровозов, — говорилось тогда.
И, возможно, в то время это и было оправдано. Но что происходит сейчас?
В 2020 году наличие системы ГЛОНАСС в каждом автомобиле обязательно, рабочая бригада делает фотографии контейнерных площадок до и после выгрузки мусора, полигон принимает отходы «под запись». По сути, выбросить мусор в тот же лес без последствий официальный регоператор или перевозчик мусора не может. К тому же «Платон» создан для контроля на федеральных трассах, а мусоровозы в основном ездят по городским и межмуниципальным участкам. Хотя на трассу, безусловно, выезжают.
— По трассе М-5 везём весь Карабашский кластер, в том числе Златоуст и Миасс — на Полетаево. И мы попадаем под «Платон». Оборудование каждой машины «Платоном» — это плюс 30 тысяч рублей на каждую, — объяснил директор компании «Эковывоз» Александр Далатказин.
Требование платить за проезд мусоровозов по федеральным трассам удорожает услуги по вывозу мусора. Об этом не раз говорил директор ассоциации регоператоров «Чистая страна» Руслан Губайдуллин.
Поговорили — и забыли
Регоператоры просили освободить их от штрафов за перегруз. В мусоровоз загружаются десятки и сотни баков — и есть плита, которая ходит и сдвигает их к кабине, объяснял Руслан Губайдуллин на экологическом форуме в 2019 году.
Мусоровоз может быть загружен всего лишь на 50%, но иметь перевес и получить штрафы до 400 000 руб.
Например, региональный оператор Саратова заплатил несколько миллионов рублей, писали «Ведомости» со ссылкой на Губайдуллина.
Освобождение мусоровозов от платы в системе «Платон» активно обсуждалось летом 2019 года.
— Минтрансу России дополнительно проработать вопрос об освобождении специализированных транспортных средств — мусоровозов от платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам, и представить соответствующие предложения, — цитировало тогда ТАСС поручение Правительства.
Прошёл год, а никаких решений по вопросу не принято, тема на высоком уровне больше не поднималась. А если и поднималась, то в федеральных СМИ это никак не отразилось.
Почём проезд?
Теперь коснёмся истории вопроса и размера тарифов. Сначала, в 2015 году, для большегрузов заявили тариф в 3,73 руб./км. Сразу же это вызвало волну протестов. И ставку снизили до 1,53 руб./км. С февраля 2020 года тариф составляет 2,2 руб./км. Но, по данным сайта «Платона», опубликованным буквально недавно — 17 июля этого года, с февраля 2021 года прогнозируемый размер платы составит 2,31 руб./км.
По данным сайта Pravo-auto.com, в случае нарушения режима проезда или отсутствия регистрации в системе «Платон», как и при неисправном бортовом устройстве, на водителя и/или владельца накладывается штраф:
— при первичном нарушении (для частного водителя, гражданина РФ) — 5000 рублей;
— при первичном нарушении (для собственника ТС, юридического лица, зарегистрированного на территории РФ) — 5000 рублей;
— при первичном нарушении (для иностранных автомобилей штраф налагается на водителя) — 5000 рублей;
— при повторном нарушении (для частного водителя, гражданина РФ) — 10000 рублей;
— при повторном нарушении (для собственника ТС, юридического лица, зарегистрированного на территории РФ) — 10000 рублей;
— при повторном нарушении (для иностранных автомобилей штраф налагается на водителя) — 10000 рублей.
При неисправном бортовом устройстве, как указано выше, штраф также предусмотрен. В этом году возникла показательная ситуация, которая ставит под сомнение состоятельность системы. Дело в том, что бортовые устройства стали дефицитным товаром, о чём писали СМИ.
«Эковывоз» рассказал «Пчеле», что в Челябинской области также столкнулись с этой проблемой. Месяц назад бесплатных приборов не было — только за деньги. При этом бортовое устройство является объектом концессионного сообщения. И
оператор системы ранее взял на себя обязательство обеспечить необходимое количество приборов, а в этом году за неимением новых предложил пользоваться старыми «перепрошитыми» приборами. С ними машины часто привозят неоправданные штрафы, оспорить которые практически невозможно.
Сейчас в системе зарегистрировано более 1, 3 миллиона большегрузов. Сборы системы «Платон» составили более чем 110 миллиардов рублей.
Мусоровоз — спецтранспорт или нет?
От оплаты на данный момент освобождены:
— большегрузный автотранспорт, предназначенный исключительно для пассажирских перевозок;
— весь служебный спецтранспорт, оборудованный специальной аэрографией и проблесковыми маячками (пожарные машины, транспорт аварийно-спасательных служб, медицинской помощи, военной автоинспекции, полиции);
— вся военная автотехника Министерства Обороны РФ;
— весь легковой автотранспорт до 3, 5 тонн;
— грузовые машины с разрешенной максимальной массой от 3, 5 до 12 тонн.
Казалось бы, мусоровозы вполне можно приравнять к спецтранспорту, хоть «мигалок» на них и нет, но маркировка присутствует. К тому же такой транспорт оказывает коммунальную услугу, а не перевозит товары. Но пока этого не сделано.
При этом сейчас в Челябинской области тариф на вывоз мусора ниже, чем во многих других. И перевозчик будет нести убытки, продолжая платить по системе «Платон». А когда регоператор и перевозчик несут убытки, это приводит к кризису, который, к примеру, случился в Горном кластере.
Там на регоператора завели дело из-за мусорного коллапса, а жители продолжают жаловаться на проблемы с вывозом мусора. Наиболее остро проблема стоит в Симе, сообщил депутат ЗСО Челябинской области Александр Решетников. Он выложил на своей странице в соцсети «ВКонтакте» фотографию, на которой видны переполненные мусорные баки.
Прокуратура в ходе проверки установила, что регоператор — МУП «Комритсервис» — не обеспечивает ежедневный сбор и вывоз отходов в Ашинском районе. На компанию завели административное дело. Материалы проверки направили в территориальный отдел регионального управления Роспотребнадзора, сообщили в пресс-службе областной прокуратуры.
Ранее министерство экологии Челябинской области приняло решение расторгнуть контракт с МУП «Комритсервис» из-за жалоб жителей на некачественную работу организации. В ведомстве отметили, что предприятие продолжит вывозить отходы до смены регоператора, поэтому жителям необходимо продолжать оплачивать услуги МУПа.
Отметим, что 26 марта на заседании Правительства РФ при обсуждении транспортной стратегии до 2035 Михаил Мишустин среди цифровых проектов, которые будут активно развиваться и получать новые возможности, назвал и «Платон». Но вот что подразумевается под развитием и возможен ли пересмотр условий для разного вида транспорта, пока непонятно…