"Это мой наркотик". Почему перевозчики не уходят из бизнеса, даже если он не приносят прибыли
Предприниматель и автор видеоблога «Перевозчик 116» Константин рассказал, почему владельцы грузовиков продолжают заниматься бизнесом несмотря на трудные времена.
— Начинал я как экспедитор. Потом захотелось приобрести свой транспорт. Стало понятно, что свои машины — это преимущество при общении с клиентами. Почему у меня не появился громадный парк? Потому что для меня как для коммерсанта, предпринимателя имущество должно постоянно приносить доход. Не через год, не через два, а сейчас. В 2013-2014 годах еще можно было кредитоваться, но сейчас работаешь около ноля.
Почему мы, собственники транспорта и обычные водители, остаёмся в грузоперевозках? Ведь доходная часть падает, возникают проблемы с ремонтом, лизингами…
Если сравнивать разные области, становится понятно, что в грузоперевозках всё не так сладко. Здесь надо трудиться: вкладывать больше усилий, чем в других сферах.
Сейчас в стране такая тенденция: зарабатывать можно там, где у тебя есть мохнатая лапа, определенный «жирный» заказчик, который еще не ушел на тендеры, аукционы и всякие площадки.
Из четырех автомобилей на ходу у меня остался только КамАЗ-5490. При пробеге в 500 тысяч километров надежной опорой этот КамАЗ назвать трудно. Постоянно думаешь: «Ёпрст, лишь бы что-то не произошло». И водитель часто звонит: там надо подварить, тут подварить. Машина выкуплена; 150 тысяч рублей в месяц она должна приносить с учетом того, как мы её гоняем. Но грузовик устаревает, и после меня он никому не будет нужен.
Недавно машина вернулась с рейса Казань-Челябинск-Казань. Туда ушли за 58 500, обратно за 30 000, кругорейс в целом адекватный: вычитаем зарплату водителя, и в карман надо бы отложить, но постоянно возникают какие-то расходы. Пытаешься что-то выдавить из машины, заработать, но КамАЗ приезжает и выясняется, что на передней оси пошел корд. Камазовская балка уничтожает колеса на раз-два. А на передних рессорах втулки пластиковые – не знаю, кем надо быть, чтобы придумать такие бестолковые втулки. Они разбиваются. Мы их меняли тем летом, и меня это взбесило, потому что помимо них пришлось менять целиком рессоры. Машину чуть ли не на сутки пришлось оставлять в сервисе. Я водителю говорю: Володя, потерпи, перебрось колеса или давай еще сгоняем до Челябинска. Вернемся и будем решать проблему.
Два новых диска, две рулевые шины, шиномонтаж – 65 тысяч рублей. Делать надо, ведь это безопасность. Раз в год 40-50 тысяч на эти колеса приходится тратить. То есть по 4 тысячи из месячного дохода надо откладывать только на переднюю ось. А там начинается подвеска, шины на полуприцепе… и вот этот весь круговорот приходится подсчитывать.
Из всего парка этот автомобиль единственный, который ездит. И на фоне всего этого сижу я и думаю: надо, наверное, дальше развиваться, какой-то транспорт брать.
Раз в день листаю Авито и смотрю: о, интересный вариант. Начинаю считать. Романтика приобретения машины: запуск на линию, какие-то бабки начинают капать, и все плохое – порча груза, неадекватные водители – забывается…
Многие пишут: избавляйся от своего транспорта, работай как экспедитор. Но я уже не могу так существовать. Вспоминаю годы, когда у меня не было своего транспорта. Ты сидишь как табуретка: за 10 машину нашел, за 13-14 её продал. А со своим транспортом ощущение совсем другое: как будто у тебя раньше ни слуха, ни обоняния – ничего не было. Ты начинаешь понимать многие вещи. И когда понимаешь операционную деятельность, она тебя затягивает.
Вложения, ремонты – это из серии про шизофреников. 65 тысяч заплатил, новые шины с дисками поставил и довольный, а бухгалтерия — ну её на фиг. Отправил машину на сервис после выгрузки, перепробег 50 километров, зато колодочки вкруг поменяли…
И появляются в голове две ипостаси. Одна – коммерсант, который понимает, что в этом месяце транспорт должен был принести хотя бы 50 тысяч, а вторая – перевозчик, который берёт и вливает эти деньги в машину.
Коммерсант считает и понимает, что тебя утаскивает в минус. А перевозчик говорит – новые шины это классно, машина поедет замечательно, водителю будет комфортно! И кто из них победит?
В Налоговом кодексе написано, что ООО создано для получения дохода. Разделяем две вещи: экспедиция приносит прибыль, но транспорт деньги не приносит.
Транспорт – это либо ноль, либо минус, либо, если ты извиваешься как 33 ужа (здесь догрузил, там ужал водителя, тут купил б/у запчасть) какой-то плюс.
Имея парк в 50 автомобилей ты уже не сможешь так крутиться. Придётся подключать какие-то кредитные продукты, овердрафты, факторинг – хитрые слова! А по факту, помимо своего транспорта тебе придётся контролировать весь оборот, и булки у тебя должны быть сжаты до хруста, потому что если расслабишься, всё посыпется.
Все говорят – давайте избавляться от транспорта, ничего интересного здесь нет. Но бывает сидишь и думаешь: один пятитонник есть, его должен второй подстраховывать, ведь если они в рейсе рядом идут и с первым что-то случится, можно будет перегрузиться. То же самое с фурами – чем больше фур по определенному направлению ездит, тем безопаснее. Одна фура «легла»: возникают расходы, но свой транспорт всё равно нужен!
Я пришел к выводу: мы, предприниматели со своим транспортом, как алкоголики или наркоманы. Бывают, конечно, грамотные управленцы с правильными заказчиками, которые извлекают определенную выгоду. Но по факту в большинстве транспортных компаний собственники бизнеса крутятся и вертятся в надежде поскорее вылезти из кредитов и лизингов. А когда они вылезают, весь негатив забывается: «сейчас продадим, еще 2-3 машины можно будет купить!»
С водителями всё то же самое: романтика уходит очень быстро, работа превращается в рутину, но дорога всё равно затягивает людей. Со сколькими водителями я не говорил, все это подтверждают.
А те, кто выходят, выскакивают из бизнеса – их можно сравнить с людьми, которые вступают в «клуб анонимных алкоголиков». Они всё равно помнят о своём прошлом. Я не встречал людей, которые сказали бы, что работа в перевозках была упущенным временем. Даже если люди уходят, они уходят с тяжелым вздохом, а из воспоминаний у них остаётся только позитив.
Не ругайтесь. Не говорите, что от машин надо избавляться. Пока у меня есть экспедиция, пока есть возможность дотировать свой транспорт, есть возможность помимо глаз иметь уши и нос, обоняние и осязание, этим хочется заниматься.
В АТИ есть обычные экспедиторы, а есть экспедиторы со своим транспортом. Обычных экспедиторов не зря называют табуретками: они не понимают, что такое ремонт, почему происходят опоздания, что машина может сломаться. У них нет представления, у них счет идёт только деньгами.
Но со своим транспортом появляется общее понимание, и если ты втянулся в этот бизнес, он тебя не отпускает: хочется двигаться. А куда двигаться в экспедиции? Приходят клиенты, ты наращиваешь базу. Просидишь 10 лет в офисе, а потом скажешь: «Ну да, что-то я заработал» – а жизнь-то пронеслась. А тут выходишь из офиса к этим машинам – то, сё, третье, десятое…
Если вокруг меня ничего не происходит – это не мой стиль. Кому-то может нравиться, но мне нужна движуха. Здесь я её почувствовал. И опыт, который мне мой транспорт дал и даёт каждый день, намного ценнее, чем та экспедиция, в которой всё обыденно и каждый день как день сурка. А экспедиция и транспорт – они рядом, поэтому я в этой ерунде кручусь. Вот такая моя мотивация, это мой наркотик, мой алкоголь, мой табак.
Поэтому ушедшие отсюда никогда не скажут, что было плохо. Да, могут сказать: «не хочу возвращаться». Но вспоминают обычно с добротой и теплотой.