Опять виноваты большегрузы? Что стало с дорогами Челябинской области после аномальной жары?
Аномальная жара, простоявшая в Челябинской области более двух недель, погубила не только посевы, но и дороги. Автомобилисты стали жаловаться на колейность, которая образовалась и углубилась в последние дни.
«Пока сложно сказать в цифрах о том, какой именно ущерб нанесён дорожному полотну федеральных трасс, оценить его ещё не успели, — прокомментировали в пресс-службе ФКУ Упрдор «Южный Урал». – Но в связи с аномально высокими температурами на отдельных участках автомобильных дорог Челябинской и Курганской областей вводились ограничения для тяжеловесных транспортных средств, осуществляющих перевозку грузов по специальным разрешениям. Дороги для большегрузов были закрыты в дневные часы с 10 по 19 июля. Кроме того, подрядным организациям совместно с подразделениями ГИБДД было поручено осуществлять распорядительно-регулировочные действия по ограничению движения, а также организовать пролив проезжей части».
Однако, по наблюдениям южноуральцев, которые держали путь на местные озёра на легковушках, в течение двух недель большегрузов на трассах меньше не становилось – ни на М-5 (Уфа-Челябинск), ни на А-310 (Челябинск-Троицк).
«Я регулярно езжу из Челябинска в сторону Кургана по объездной дороге (Е-30), там сотни фур, — сообщил в редакцию «АиФ-Челябинск» житель области Николай Зеленцов. В минувшие выходные видел, как их останавливали гаишники, наверное, выписывали штрафы. Но они все равно ехали дальше. На повороте на Камышинку сейчас появилась огромная колея».
Также южноуральцы заметили образовавшиеся из-за фур, подъезжающих разгружаться, огромные колеи возле Лого-центра, хотя дорогу там отремонтировали совсем недавно.
«Основным компонентом асфальтобетонных покрытий, которые мы используем, является битум, а его характеристики по размягчению и морозоустойчивости, увы, ограничены, — объяснил заслуженный дорожник РФ Александр Мамонтов.
— Чтобы повысить температуру размягчения, нужно менять всю технологию полностью, менять параметры битума, добавлять другие компоненты при приготовлении асфальтобетонных смесей. Это серьезная проблема, которой у нас никто не занимается.
Мы готовим асфальтобетонные покрытия из тех битумов, которые есть в стране. На солнце температура российского асфальтобетонного покрытия вдвое выше, чем температура окружающего воздуха. Если стояла жара 30-35 градусов, то температура покрытия составляла 60-70 градусов! А температура размягчения наших стандартных битумов – 45-47 градусов. Поэтому ограничение движения тяжеловесного транспорта в жару – совершенно разумное решение. Другое дело, что никто не контролирует исполнение ограничения, нет постов весового контроля транспортных средств, для которых вводят запреты. У наших «гибддшников» неправильное отношение к дорогам, они больше внимания уделяют безопасности движения. А следить за тем, кто дороги портит, по их мнению, должны сами дорожники. Это неправильная позиция, ведь чем хуже дороги и больше колейность, тем выше шанс у водителя из-за колеи вылететь на «встречку», тем хуже для статистики ДТП».
Кстати, одно время в Росавтодоре рассматривали предложение заменить температурный порог на +25, поскольку уже при такой температуре, если она не спадает несколько дней, асфальт деформируется после прохода нескольких грузовиков. Что уж говорить о последствиях тридцатипятиградусной жары, которая продержалась две недели, а большегрузы передвигались сотнями.
В областной ГИБДД в свою очередь подтвердили, что когда вводятся ограничения для движения большегрузов, инспекторы их останавливают. Но на каждом километре дороги поставить проверяющие органы нет возможности. Что самое интересное: штрафных санкций не предусмотрено. К тому же даже в жаркое время нельзя останавливать большегрузы с продуктами, топливом, медикаментами и всем, что идёт для ликвидации ЧС.
По сути для большегрузов не существует гарантированных наказаний за передвижение вопреки запретам. И сами водители зачастую игнорируют требований ведомств, вводящих эти запреты. Оно и понятно, простои автомобилей – прямой путь к развалу логистики предприятий и к возникновению проблем с подвозом товаров.
«Я слышал, что если не встал согласно запрету в жару, ГИБДД могут выписать протокол за неподчинение, здесь может дойти до лишения прав аж на полгода, но со мной такого ни разу не было, — поделился водитель-дальнобойщик из Челябинской области Алексей Сметанин (регулярно на борту своего грузовика он перевозит до 15 тонн груза, длина его машины составляет около восьми метров, высота достигает трёх, а ширина — двух с половиной). – Я вообще считаю, что мы не портим асфальт: невозможно испортить то, что изначально сделано с нарушением технологии».