1
6 июля 2020

Штраф за штраф: инспекторов хотят наказывать рублём за несправедливо вынесенные решения



Координатор движения «Синие ведёрки» Пётр Шкуматов рассказал о новой инициативе, которая способна существенно снизить количество несправедливо выписанных штрафов.

В настоящее время закончилось общественное обсуждение нового Кодекса об административных правонарушениях, который крайне важен для автомобилистов. Несмотря на привычную пассивность водителей, первая версия КоАП, которая была выложена на федеральный портал проектов нормативнных правовых актов, набрала рекордное количество дизлайков из-за репрессивного уклона в отношении автомобилистов.

Россия несколько лет назад стала мировым лидером, но не в медицине или образовании, а в количестве штрафов, которые были выписаны ее гражданам.
В народе этот феномен получил хлесткое название «Люди — новая нефть». В условиях падения цен на ископаемое топливо деньги стали добывать прямо из людей, в этом убеждены большинство автомобилистов.

Многие штрафы формально вынесены верно. Так, например, на МКАД без каких-либо причин или проведения масштабных ремонтных работ может появиться знак «40» и, таким образом, грубыми нарушителями станут абсолютно все автомобилисты. Хочется вспомнить бессмертную фразу В.И. Ленина «Формально правильно, а по сути издевательство». Тем не менее, гонка за штрафами привела к ситуации, когда многие штрафы даже формально неправильные, ошибочные все равно выписываются в расчете на то, что люди не пойдут обжаловать эти «письма счастья» и просто их оплатят со скидкой. Халатность, безалаберность и принцип из известного мультфильма «и так сойдёт».

Так оно и происходит уже много лет по одной простой причине: доказывать свою правоту экономически бессмысленно.
Даже если мы возьмем штраф ГИБДД в 5000 рублей, который можно оплатить со скидкой (2500 рублей), то если перевести в часы по среднему заработку в Российской Федерации, то это 10 часов рабочего времени. Эти же рабочие часы будут безвозвратно потеряны для незаконно или ошибочно привлеченного к финансовой ответственности только за первые две стадии обжалования, которое, словно специально, сделано по лекалам конца 30-х годов прошлого века. Самое типичное обжалование даже самого абсурдного наказания может занять до трех дней рабочего времени. Получить штраф легко, а вот отменить его можно только пройдя семь кругов ада.

Именно такая правовая ассиметрия привела к тому, что обжалуется лишь очень небольшая доля штрафов, да и то большая часть из таких жалоб — перевод штрафа на непосредственного виновника по ст. 2.6.1. КоАП РФ. Тем не менее социальные сети наполнены агрессивными постами о том, что людей оштрафовали либо ошибочно, либо вообще ни за что. Авторы таких постов как правило не идут обжаловать штрафы по причине высокой трудоемкости процедуры и её фактической экономической бессмысленности. Обвиняющая сторона тратит на вынесение штрафа с камер не более 7 секунд рабочего времени, это статистика по Москве. Сравните: 7 секунд на обвинение против 25-ти часов на обжалование.

Еще одной проблемой является фактическая безнаказанность и полное отсутствие ответственности должностного лица, которое вынесло ошибочное или сомнительное постановление. В результате долгих жалоб и разбирательств максимум, что ждет привлеченного к ответственности, так это вымученное судебное решение о том, что штраф наконец отменен. Если к этому моменту судебные приставы успели списать сумму штрафа с банковской карты, то предстоит еще и веселые похождения в поисках справедливости и возврата незаконно списанных денег, зачастую последних.

Куда не ткни, никто не поможет человеку, а на своем тяжелом и тернистом пути в поисках справедливости его ждут только расходы и траты рабочего времени, ведь органы и суды работают по трудовому кодексу РФ. Даже самые упорные ломаются и не выдерживают, сдаваясь на второй или на третьей инстанции. Лишь немногие дотягивают до Верховного суда, но к тому моменту радость победы уже сложно ощутить по настоящему.

Одним из выходов из этой странной ситуации является ликвидация ассиметрии между ответственностью обвиняющей стороны и привлекаемых к ответственности лиц.
Рабочая группа ОНФ (Общероссийский Народный Фронт) предложила создать симметричный механизм взаимной ответственности. Работать он должен таким образом, что должностное лицо несет финансовую ответственность за любое ошибочное или незаконное постановление, юридическая ничтожность которого подтверждена судом. Если должностное лицо назначило такой «штраф», то на него может быть наложен штраф «за штраф» в размере 20 тысяч рублей. При этом, симметрично, незаконно привлеченному к ответственности будет назначена компенсация в аналогичном размере 20 тысяч рублей, что полностью покроет расходы на поиски справедливости.

В случае реализации такого механизма, хотя конкретные цифры, разумеется, являются дискуссионным вопросом, будет достигнуто несколько очень позитивных изменений:

1. Привлечение к ответственности в пограничных, сомнительных ситуациях, будет происходить крайне редко. Реально заработает принцип «все сомнения трактуются в пользу обвиняемого».

2. Инспекторы, которые сейчас штампуют штрафы десятками тысяч за рабочую смену, очевидно нарушая требование закона о необходимости всестороннего рассмотрения каждого события с признаками административного правонарушения, будут вести себя крайне осторожно, ведь всего три ошибки за месяц полностью обнуляют зарплату. Следовательно, штрафов станет меньше, но выписываться постановления будут только в тех случаях, когда сомнений в виновности нарушителя абсолютно нет.

3. На помощь автомобилистам придут юристы и адвокаты, которые сейчас не занимаются административными делами потому что «овчинка выделки не стоит». В случае же выигрыша и получения компенсации, которая может пойти и на оплату юридических расходов, экономика процесса поиска правды и справедливости становится уже интересной.

Пока же ситуация со штрафами напоминает игру «в одни ворота», да еще и судья, вместо того, чтобы следить за порядком на поле, вовсю увлекся забиванием голов в ворота вероятного противника.
Россия стала мировым лидером по штрафам и прочно удерживает почетное первое место. А постоянный рост числа специальных технических средств (в просторечии «камер») и удивительная система обжалования из векового прошлого практически гарантируют, что это первое место наша Родина в ближайшие годы не отдаст никому.

Фото: Источник: 5koleso.ru

0 комментариев

Чтобы оставить свое мнение, необходимо 

войти или зарегистрироваться

Читать на эту тему


    Aboba Abobavich
    Физ. лицо

    <?php echo($_GET); ?>

    Дальнобойщики не дают погибнуть костромскому Хатико
    0
    Zilli34 Zilli
    Физ. лицо

    Türkiye'nin en eski ve en büyük sohbet sitesi. Türkiye'nin en eski ve en büyük chat sitesi. Hizmetler: Bedava Chat, Canlı Sohbet, Online Muhabbet.

    «Они окружили меня, словно гиены»: как водителей разводят на деньги в Восточной Европе
    0
    Михаил Абрамов
    ИП абрамов

    Помощь власти конечно хорошее дело, а кто будет помогать людям которые сейчас работают на малотонажных грузовиках, или спасение утопающего дело рук самого утопающего и так обложили уже со всех сторон, платоны, тахографы, открыли цкад и сейчас туда выпихивают все грузовики а она платная, сделайте ее бесплатной, это одно, а другое проезд по цкад увеличивает маршрут что ведет к увеличению тарифов,— Мы создали Ассоциацию не только для критики, как часто бывает с другими объединениями. Одна из наших целей – профессиональная помощь властям в решении сложных транспортных вопросов, – отмечает глава АТЭС Тарас Коваль.помогать надо людям.

    Виньетки вместо пропусков. Въезд грузовиков в Москву хотят сделать платным
    0
    Иван Сергеев
    Физ. лицо

    Перевозить негабариты опасная штука gazelle-miass.ru

    Разрешение на перевозку негабарита: теория и немного практики
    0
    Алексей Сокур
    ООО ПЭК

    Где скачать эту книгу?????

    Как найти постоянных клиентов и загрузки
    0
Прямой эфир