"Братство осталось только в опустошении стакана, но не на дороге". Профессия дальнобойщика мельчает?
В этом году белорусские дальнобойщики как никогда часто становятся «героями» криминальных историй и сводок ДТП полиции в зарубежных странах. Как выяснили журналисты, это не случайность, а следствие глобальных и очень грустных процессов.
То белорус проедет 20 км по «встречке» в Германии, то совершит ДТП на пароме в Литве. Порой случаются истории из разряда «дичь», когда дело заканчивается смертью оппонента, как было недавно в Италии. Там, напомним, за убийство водителя-поляка задержали двоих белорусов и одного поляка.
Почти во всех случаях белорусы были в нетрезвом состоянии. Что это? Профессия мельчает? Или нет повода для беспокойства: пьют все водители, а белорусские СМИ, конечно же, сообщают только о случаях с участием белорусов? Вспомнили некоторые неприятные случаи с участием белорусских дальнобойщиков за рубежом и узнали, что думают по этому поводу их коллеги.
Январь-2020: в Италии белорусский дальнобойщик избил украинского из-за спора о Сталине
В городе Сордьо белорусский и украинский дальнобойщики подрались из-за спора о политике Сталина. Полиция выяснила, что мужчины вместе пили водку, а затем вступили в политическую дискуссию, но не достигли консенсуса, после этого гражданин Беларуси набросился на оппонента.
Украинец получил тяжёлое ранение головы железным прутом и был госпитализирован в тяжелом состоянии. Нападавшему белорусу было предъявлено обвинение в покушении на убийство.
Апрель-2020: белорус ударил ножом украинца
В немецкой земле Баден-Вюртемберг задержали 42-летнего белорусского водителя грузовика по подозрению в нанесении ножевой раны 46-летнему украинскому дальнобойщику.
На стоянке для отдыха водителей на автобане А8 у города Пфорцхайма двое водителей решили подстричься — как раз у украинца была машинка для стрижки волос. Белорус, транспортное средство которого стояло рядом, также хотел подстричься. Из-за недоразумения между ними возник спор, после которого мужчин развели в стороны. Через некоторое время белорус вернулся из своего грузовика и внезапно ударил оппонента в бедро принесенным с собой ножом.
Бригада вызванного на место автомобиля скорой помощи доставила раненого в больницу. Он потерял много крови и был экстренно прооперирован.
Май-2020: трагедии в Германии и Италии
Вечером 2 мая в окрестностях Гамбурга на одном из паркингов автомагистрали А7 — самого длинного автобана Германии — белорус, который работает на польскую фирму, в пьяном состоянии решил съездить в магазин за спиртным, что называется, «за догонкой». Мужчина расцепил тягач с полуприцепом, сел в кабину и тронулся с места. Вот только перед фурой в это время находились трое коллег-украинцев, которых он не заметил или забыл о них, так как там стоял переносной стол. Двое успели отпрыгнуть, а третий — нет.
По словам очевидцев, первоначально белорус выехал из «ёлки», но двое украинцев загнали его обратно, мол, куда ты пьяным поедешь (водитель распивал спиртное с ними). Затем один из украинцев отошел, а другой в это время был перед машиной. Водитель его не заметил, резко выжал педаль «газа», поехал и сбил мужчину.
От полученных травм 33-летний гражданин Украины погиб на месте. Виновник задержан. Тягач был эвакуирован.
Невероятно жестокая драма разыгралась совсем недавно, 30 мая, в Италии на стоянке у платной дороги недалеко от Савоны.
Четверо водителей подрались во время ужина на фоне выпитого спиртного. В итоге 45-летний поляк получил удар острым предметом (предположительно ножом с лезвием 28 см), которым разорвало большеберцовую артерию.
«Скорая» была вызвана не сразу. Прибывшие на место медики пытались реанимировать потерявшего много крови мужчину, но безуспешно.
После быстрого расследования были задержаны три человека — двое граждан Беларуси в возрасте 40 и 43 года и 40-летний гражданин Польши. Они находились в состоянии такого сильного алкогольного опьянения, что не смогли ничего рассказать о произошедшем. Проводится расследование.
Что думают профессионалы?
Прочитав о таких случаях, один из наших читателей написал: «Кажется, дальнобои больше пьют водки, чем я воды». Мы спросили у некоторых водителей-дальнобойщиков, что происходит сейчас в этой сфере и почему случаев с пьяными белорусами так много. Вот что они нам рассказали.
Павел, работает в группе компаний «Гиртека»:
«Я почти три года отработал на „Карголайн“, ходил в основном на Дальний Восток, но бывал в Молдове и Азербайджане. Именно в дальнобое стаж почти 4 года. А так с 2003 года в основном водителем работал. Был перерыв — механиком 8 лет отработал, но так или иначе с автомобилями.
Творящие нехорошее белорусы и не только — это „каденщики“, те, кто работает только по ЕС. Они работают понедельник — пятница, в субботу и воскресенье отдыхают. 45-часовой отдых, людям нечем заняться: сидеть у ноутбука или пить, поэтому сходят с ума. Это первое. Второе:
согласен, что мельчает профессия. Идут разные люди, компании берут всех подряд, от учителя до инженера, каждый сходит с ума по-своему.
Я работаю „на кругах“, оплата за пробег, поэтому нет времени заниматься всякой ерундой. Еще живо мнение, что в дальнобое можно легкие деньги заработать. Сильно снизилась оплата, когда пошла волна украинцев на работу в ЕС. Зарплату срезали, наверное, в 98 процентах компаний, с кем ни общался, и „на кругах“, и на каденции. Недавно украинцы-»каденщики" пытались бастовать в ЕС, но это, насколько знаю, ни к чему не привело.
Я лично с удовольствием работал бы дома хоть на тракторе, но при нормальной оплате. К сожалению, чтобы более-менее содержать ребенка, его приходится месяцами не видеть.
Сейчас в мою компанию идут киргизы, узбеки и т.д. Оттуда «кадров» тоже хватает. Недавний случай: вроде бы узбек на стажировке за белорусом с ножом бегал, естественно, в пьяном состоянии.
Мое мнение: профессионалов остались единицы, себя к новичкам отношу, но воспитан на старых принципах водителей — взаимовыручка и взаимопомощь.
Сейчас, к сожалению, есть только братство в опустошении стакана, но не на дороге. Единственное, где остались старые принципы у водителей, — это Дальний Восток, за Иркутском. Станешь просто в кусты сходить — остановятся и спросят, нужна ли помощь. Но это местные.
Так что никакой романтики нет в дальнобое, хороших денег не заработаешь, тем более шальных, если только это не контрабанда. На Дальний Восток «ходить» единицы любят, все хотят больше на Европу, но я лично скучаю по Дальнему Востоку".
Павел: «Я бы не сказал, что профессия мельчает. Скажу так: безответственные люди вырываются из глуши и, почувствовав запах свободы, просто наглеют.
В выпивке прежде всего надо знать меру. Все мы отдыхаем, но надо себя уметь контролировать. Мне 30 лет, я выпиваю, но с умом. Да и в фирме, где я работаю, все спокойно, не припомню какие-то ЧП. А знаю многих коллег, которым, когда выпьют, море по колено. Да, и в дальнобой надо брать людей за 30 как минимум, а не „летчиков“ с 21 года».
Денис: «Я работаю в этой сфере уже 8 лет. Это первая моя работа по найму, до этого я работал как ИП в сфере пассажирских перевозок, но дальнобоя это не касалось. Как говорится, жизнь заставила, пришлось пойти на этот хлеб, где и застрял на годы. Просветов для заработка в РБ пока не вижу, поэтому и катаюсь.
Но к теме: раньше, даже 8 лет назад, не говоря про более давнее время, в этой профессии были практически исключительно профессионалы, но по мере ухудшения экономических составляющих, например в РБ и Украине, многие люди из совершенно разных областей деятельности решили попробовать „легкие“ заработки.
Я познакомился в ЕС и с врачами-дальнобойщиками, и милиционерами-дальнобойщиками, и просто уголовниками, ставшими дальнобойщиками. Сейчас эта профессия — некий „интернационал“ людей из разных сфер, все они разные. И совершенно по-разному влияет на каждого долгое время в машине вдали от дома, особенно если кто-то сразу, не попробовав обычных рейсов, идет на двух-трехмесячные каденции. В таких условиях „колпачки“ срывает у многих, ситуаций масса, просто в основном это негромкие конфликты, их не афишируют, стараются обойтись без полиции.
Мое мнение — в данный момент 70-80 процентов на этой работе по нужде из-за денег, только 20-30 процентов составляют те, кому это нравится. От этого все проблемы. Людей „срывает“ под алкоголем, и тут уже каждый в меру воспитания и своих „тараканов“ в голове творит сам себе проблемы.
Я тоже не исключение и вхожу в тот процент, кто работает по нужде из-за денег, меня тоже „носит“. Правда, не в дурость криминальную, а банально в шпильхолл (игровой клуб. — Прим. Автобизнеса) или казино, ведь совсем без того, чтобы хоть как-то расслабиться, наверное, можно сойти с ума.
Водители из Украины в свое время через одного приезжали на каденции просто с купленными „правами“, не имея вообще понятия о работе, — чего от них ожидать через месяц жизни в кабине? С белорусами проще: хоть „права“ не покупные, но все равно в погоне за деньгами идут на эту работу те, кто не представляет и близко трудностей. Кто-то уходит в первые месяцы, кто-то держится до последнего, а в итоге срыв, пьянство и т.д.
Отношение работодателя нынче тоже абсолютно не из хороших: водитель-международник становится расходным материалом. Сейчас все застраховано, фирме, по сути, плевать на разбитую машину и прочее. Главное — деньги. Ушел один — придет другой.
В итоге в сфере международных перевозок все меньше ответственных, надежных, действительно профессиональных водителей, что и приводит к таким ситуациям и происшествиям. Вся наша подготовка — запарковать древний ЗиЛ или „Урал“ в гараж для сдачи в ГАИ и сходить на 3-4 дня на курсы для получения удостоверения, послушать то, что забудешь через день. Вот и готов дальнобойщик, который должен будет сесть на новый автопоезд и поехать в рейс.
Я уверен, что если бы пришел матерый дальнобойщик и прочитал на курсах хоть одну лекцию про настоящую жизнь в рейсе, возможные проблемы и т.д., то половина класса этих будущих водителей просто ушла бы и забыла думать, как идти в эту сферу. Но как есть, так есть, поэтому и дальше будут происходить разные неприятные случаи. Но на общем фоне их не так и много: румыны, болгары, турки отличаются не меньше, поверьте.
Так что всем, кто еще грезит легкими деньгами в дальнобое, советую 100 раз подумать, а лучше по возможности посоветоваться с теми, кто в теме, а не смотреть на обещания фирм-работодателей в интернете. Все не так радужно и красиво, как там описывается. Хотя, несомненно, уровень жизни в Европе гораздо выше, работая даже на такой работе, можно позволить себе в разы больше, чем на аналогичной машине у нас».