Новый тест ГИБДД на алкоголь. Как это будет работать
В ближайшее время планируется внедрить новый способ тестирования водителей на наличие в крови алкоголя и наркотиков. Инспекторы при проверке водителей смогут в течение нескольких секунд определять, есть ли в целом основания полагать, что водитель выпил алкоголь.
«Если есть, мы попросим водителя пройти полную процедуру медосвидетельствования», — объяснил Александр Быков, заместитель начальника Госавтоинспекции, в эфире радиостанции «Комсомольская правда». По его словам, такой способ позволит инспекторам проводить больше тестов за короткое время. То есть водителям, которые согласятся пройти ускоренный тест, не придется дуть в трубочку или ехать на медосвидетельствование, что может занять несколько часов. Таким образом, вместо двух-трех водителей за дежурство только один инспектор сможет проверить 20–30 водителей за более короткое время.
Зачем нужна упрощенная процедура
Сейчас, прежде чем попросить водителя дунуть в алкотестер или проехать на медосвидетельствование, инспекторы проводят внешний анализ: оценивают вид автомобилиста и его поведение. В числе признаков опьянения, которые обычно ищут инспекторы при общении с подозрительными водителями, запах алкоголя изо рта, неустойчивость позы, нарушение речи, покраснения на лице и «не соответствующее обстановке поведение». И когда инспекторы задают вопросы об употреблении алкоголя или наркотиков, они внимательно смотрят на реакцию: как ведет себя водитель, нервничает он или спокоен.
Именно на потерю времени при проведении медосвидетельствования и на дальнейшую бумажную волокиту, включая написание рапорта по каждой проверке, в беседах с корреспондентом Autonews.ru жаловались инспекторы ГИБДД.
Есть и обратная ситуация: остановленный для проверки автомобилист может находиться под воздействием наркотиков. Но вести себя при этом спокойно и адекватно, что может ввести полицейского в заблуждение.
Новая механика проведения тестов должна помочь инспекторам развеять все сомнения за несколько минут и принять правильное решение — провести дополнительную проверку или же отпустить водителя. Для этого будут использовать бесконтактный детектор или бумажный наркотест. На тестирование можно будет отправлять даже тех водителей, у которых не видны признаки опьянения.
«То есть инспекторам не придется больше делать выводы о состоянии водителей «по блеску глаз»,
— говорил Быков во время интервью для Autonews.ru еще в феврале 2020 года.
Быстро и без понятных
Чтобы обосновать использование новых экспресс-тестов, в МВД предложили включить в правила медосвидетельствования еще два признака опьянения.
Это «наличие алкоголя в выдыхаемом воздухе, определяемое техническим средством индикации» и «положительные показания средства (экспресс-теста) обнаружения наркотических веществ в слюне». То есть нужно будет дуть в некое подобие алкотестера или облизать маркер для получения образца слюны. Присутствие понятых для этого не предусмотрено.
Положительный результат будет считаться достаточным основанием полагать, что водитель находится в состоянии опьянения. Как следствие, служить основанием для последующей процедуры проведения освидетельствования. То есть далее последует уже стандартная процедура с продувкой через алкотестер с понятыми или поездкой на медицинское освидетельствование в спецучреждение.
Норма допустимой погрешности в России, напомним, составляет 0,3 промилле (0,16 мг/л). За вождение в нетрезвом виде штрафуют на 30 000 рублей и лишают прав на срок от полутора до двух лет.
«Это позволит проверить большее число водителей на наличие у них признаков состояния опьянения не только при проведении целевых профилактических мероприятий, но и в ходе выполнения повседневных задач при исполнении сотрудниками полиции государственной функции по контролю и надзору за соблюдением требований в области обеспечения безопасности дорожного движения», — говорится в пояснительной записке к законопроекту.
В МВД уверены, что применение таких средств позволит минимизировать субъективный подход сотрудников полиции в оценке состояния водителей, что будет способствовать соблюдению прав и законных интересов участников дорожного движения и снижению при этом числа конфликтных ситуаций.
Также это должно исключить необоснованные процедуры освидетельствования.
Важно, что применение экспресс-теста необязательно. Водитель может от него отказаться — никаких правовых последствий не наступит. Однако в таком случае ему практически гарантированно придется пройти «классическую» процедуру под запись или с понятыми при помощи алкотестера или же в медучреждении. Решение об этом, по всей видимости, останется за инспектором.
Когда все заработает
Закупка экспресс-тестов предусмотрена нацпроектом «Безопасные и качественные дороги». Планировалось, что первую партию закупят еще в 2019 году. Предполагалось, что продукция будет частично отечественная, а частично ее, по данным источников Autonews.ru, хотели закупать в Китае. Изначально планировалось, что часть тестов будет предназначаться для анализа выдыхаемого воздуха, а часть — для экспресс-анализа слюны, чтобы выявить наркотики. Но пока Быков рассказал только о средствах для анализа выдыхаемого воздуха. Тем не менее в законопроекте часть об обнаружении наркотических веществ в слюне осталась неизменной.
Перед внедрением идея должна пройти так называемые нулевые чтения в Общественной палате в апреле. Однако пандемия коронавируса сдвинула эти сроки. Как рассказал Autonews.ru глава Федерации автовладельцев Максим Едрышов, пока никаких дополнительных новостей о судьбе проекта не поступало — точных дат обсуждения проекта пока не назначено. Едрышов предположил, что
тема с проверкой на алкоголь всплыла на фоне резонансного ДТП с участием актера Михаила Ефремова. Но без рассмотрения идеи в Общественной палате на дорогах для водителей ничего не изменится.
При этом участники обсуждения в беседах с корреспондентом Autonews.ru высказывались в отношении предложения довольно критично. Например, сам Едрышов считает, что применение таких тестов оправданно только в случае проведения массовых спецмероприятий по проверке водителей: тогда они действительно могут проходить быстрее и эффективнее, при этом при повышенном контроле руководства. На таких условиях, по его словам, устройства применяют и во многих европейских странах. В противном случае эксперт также опасается, что водителям будут предлагать договориться, особенно в регионах.