Проблемы с платёжной дисциплиной. Срок оплаты автоперевозок хотят ограничить 15 днями
В период коронавирусных ограничений перевозчики стали дольше ждать оплату за выполненные заказы. Недостаток оборотных средств выбивает почву из-под ног как индивидуальных предпринимателей, так и крупных компаний.
В среднем контрагенты задерживают оплату перевозки на 60 дней. При этом небольшие перевозчики встречаются с длительными задержками чаще, чем крупные компании – об этом сообщает «Коммерсантъ», ссылаясь на данные ассоциации «Прозрачная логистика». По этой причине представители ассоциации обратились в Госдуму с просьбой ограничить предельный срок оплаты перевозки 15 днями.
Информацию о задержках подтверждают данные ATI.SU: в марте перевозчики, столкнувшиеся с несвоевременной оплатой, подали претензий на 15,2%, а в апреле – на 27,9% больше, чем в эти же месяцы прошлого года.
По мнению представителей ассоциации, сегодня заказчики перевозок зачастую умышленно увеличивают сроки оплаты, используя возникающие задержки в качестве своеобразного механизма кредитования. Президент ассоциации «Грузавтотранс» Владимир Матягин отмечает, что наиболее часто с задержками встречаются перевозчики, обслуживающие предприятия строительного сектора. В мае этого года «Грузавтотранс» обратился в администрацию президента с просьбой выяснить, из-за чего задерживают оплату перевозки материалов на площадку строительства здания Верховного суда в Санкт-Петербурге. В марте аналогичные претензии возникли у перевозчиков стройматериалов, работающих на строительстве Центральной кольцевой автодороги в Московской области. Обычно заказчики перевозок объясняют задержки проблемами с финансированием.
Сегодня ухудшение ситуации замечают не только представители МСБ, но и перевозчики федерального уровня.
Опрошенные «Коммерсантом» руководители крупных транспортных компаний поясняют, что их клиенты нередко просят отсрочку из-за повышения банками процентных ставок и сокращения объемов финансирования. Перевозчикам, в свою очередь, приходится закрывать образовавшийся кассовый разрыв из других источников.
Начальник отдела российского экспедирования компании «Даксер» Алексей Черкашин отмечает, что некоторые клиенты просят увеличить отсрочки до 90 дней – такие задержки для перевозчика являются катастрофическими. 80% клиентов компании ПЭК, работающих с отсрочкой, в период самоизоляции попросили её продлить. По мнению коммерческого директора ПЭК Андрея Серегина, ограничение максимальных сроков платежей действительно могло бы помочь перевозчикам. Но период отсрочки в таком случае следовало бы определять в зависимости от специфики отрасли: к примеру, для продуктовых ритейлеров его можно было бы сделать коротким, а для товаров народного потребления и одежды более длительным.
В то же время перевозчики федерального уровня сообщают, что после анонса поэтапной отмены ограничений в регионах России сроки задержек стали сокращаться.
— Для клиентов важен был сам факт получения информации о том, что они могут работать, – приводит «Коммерсантъ» слова Андрея Серегина. – И, даже не дожидаясь поступления денег, они начали платить. Второй волной мы ожидаем возврат денежных средств от тех клиентов, которые привязывали оплату к выручке.
Координатор ассоциации «Дальнобойщик» Валерий Войтко отмечает, что проблема с задержками платежей существует уже очень давно. Она, как и многие другие характерные для отрасли проблемы, обострилась на фоне пандемии коронавируса, и сегодня задержка в 2-3 месяца для перевозчиков не является чем-то непривычным.
В целом же, сложившаяся ситуация нетипична для грузоперевозок. Например, железнодорожные и воздушные перевозки практически всегда производятся по предоплате.
Причины длительных отсрочек, отмечает эксперт, могут быть разными. Иногда это происходит из-за действий посредников, логистов и экспедиторов. В некоторых случаях отсрочки предусмотрены договором – например, при заключении долговременного контракта. В результате перевозчик страдает из-за недостатка оборотных средств.
— Совершаешь ты перевозку, а платят за неё через три месяца. От расходов никуда не деться, приходится занимать на дизтопливо, и когда деньги наконец приходят, ты тут же их отдаёшь: никакой радости! – посетовал наш собеседник.
Валерий Войтко считает, что принятие законопроекта, ограничивающего максимальный срок оплаты 15 днями, пошло бы отрасли на пользу. Но в успехе такой инициативы он сомневается: в парламенте, отмечает координатор ассоциации «Дальнобойщик», могут найтись представители крупных компаний, пользующихся услугами автоперевозчиков, которых нынешнее положение дел полностью устраивает.