Проверка на дорогах. "Дорожная сеть на современные грузовики не рассчитана"
У транзитной Ленобласти появился шанс взвешивать грузовики. “Ленавтодор” собирается установить 7 круглогодичных пунктов автоматического весового контроля на региональных дорогах.
Первые три запроектированы, места определены на дорогах “Огоньки-Стрельцово-Толоконниково”,“Петербург-Запорожское-Приозерск”,“Осиновая роща-Магистральная”. Стоимость за три составит 154 миллиона рублей. Физически, пункты представляют из себя полосы с датчиками и рамку, где установлена камера. Останавливаться машине не нужно. О том, как это будет работать, 47news поговорил с председателем дорожного комитета Денисом Седовым.
— Сколько таких пунктов нужно на всю область и чем обусловлена такая высокая стоимость?
— По нашим расчётам 36 штук. Стоимость варьируется от 50 до 80 миллионов. Основная затратная часть — это программная начинка, интеграция с базами данных различных ведомств, анализ этих данных и алгоритм взыскания.
— А алгоритм есть?
— Он разрабатывается, но пока есть проблемы в законодательной базе. В итоге информация будет поступать в структуру ГИБДД — “Центр автоматизированной фиксации административных правонарушений в области дорожного движения”.
— На каком вы сейчас этапе?
— Формируем конкурсную документацию. На местах уже проведена геодезия, определены точки подключения к электричеству, решается вопрос о технологии передачи данных.
— Где будут следующие?
— Четыре пока в процессе проектирования, на дорогах “Голубые Озера-Поляны”, “Зеленогорск- Приморск-Выборг”, на Токсовском шоссе и Дороге жизни. Основное количество карьеров в Выборгском и Всеволожском районах.
— Зачем в принципе эти сложности и траты, если есть мобильные пункты взвешивания?
— Мы оборудовали 19 площадок для мобильных весов, но абсурд в том, что ГИБДД исключили из этой схемы. Сами мы останавливать грузовики не можем, а сил Ространснадзора не хватает. Вы же сами писали, как их игнорируют.
За апрель совместно с Ространснадзором было проверено 237 грузовиков. У 74 выявлены нарушения. Задержано 54 большегруза. К административной ответственности привлечено 75 водителей, сумма штрафов превысила полмиллиона рублей. Материалы в отношении 17 юрлиц в суде. В среднем штраф на юрлицо составляет 500 тысяч рублей. То есть речь может идти о 8,5 млн. Для понимания, ремонт одного километра дороги стоит примерно 12 млн.
— Большегрузы идут вереницами по “Скандинавии”, то есть по федеральной дороге. В вашей компетенции региональные. В чём тогда смысл?
— До “Скандинавии” надо ещё с карьера доехать, а для того, чтобы доехать до стройки, нужно вновь съехать с федеральной трассы. К тому же, по региональным дорогам перевозчики объезжают систему “Платон”. С «Управлением федеральных автомобильных дорог „Северо-Запад“ тоже сотрудничаем, у них налажен учёт по количеству грузовиков.
— Куда пойдут деньги со штрафов?
— На восстановление дорог.
На ремонт 182 км региональных трасс в прошлом году в бюджете Ленобласти было заложено 1,9 млрд рублей. В нынешнем — 3 млрд на 208 километров, но с учётом лимитов на 2021 год. То есть в нынешнем будут делать ремонты из программы следующего.
— Не секрет, что водители идут на различные ухищрения. Например, наклонённые рамки номеров — так их не считывают камеры “Платона”. Нет опасений, что ваши комплексы будут работать вхолостую?
— Надежда на продвинутое программное обеспечение. Но я за то, чтобы законодательно обязать отвечать за разбитые дороги не только водителя. Ему порой и деваться-то некуда, чтобы семью прокормить. Карьеры, где с перегрузом выпускают, тоже должны отвечать.
— Ну тогда и стройки тоже по логике?
— Возможно, и они.
— Если ваша идея сработает, это неизбежно повлияет на стоимость квадратного метра — машины без перегруза неизбежно приведут к удорожанию логистики. Что скажете?
— Дорожная сеть на современные грузовики не рассчитана. Но так сложилось, что строители пошли по доставке песка и щебня исключительно автотранспортом. А в СССР использовался и железнодорожный, и речной. В том же Мурино и Новодевяткино есть жд-ветки, есть они и в Выборгском районе неподалёку от карьеров. От станций и причальных стенок можно доставлять приемлемыми по грузоподъёмности, небольшими машинами.
— И кто это по-вашему должен финансировать? Государство? Субъект? Девелоперы?
— По моему мнению, строители.
— Вы не опасаетесь, что они же на вас и будут давить?
— Невозможно строить будущее, разрушая всё вокруг, — лозунгом ответил Седов.
Заметим, передышкой для региональных трасс является весенняя просушка. Запрет передвижения вводится для грузовиков, у которых нагрузка на каждую ось превышает 5 тонн для асфальтовой дороги и 3 тонны для гравийных. Для сравнения, у советского грузовичка ГАЗ-51 полная масса 5 тонн. Сегодня у КамАЗа 6520 масса 33,1 тонны, а грузоподъемность 20 тонн. У самосвала Volvo FM 400 41 тонна, груз до 27 тонн. А полуприцеп-самосвал “Тонар-95236” может загрузиться 65 тоннами.
— Что делать тем перевозчикам, кто накупил вместительные грузовики?
— Страна у нас большая, строек много.
— Нет ли противоречия в том, что тот же КамАЗ выпускает машины с объёмом кузова заведомо большим, чем разрешено возить?
— Видимо, производитель таким образом привлекает покупателя. Но это медвежья услуга.
— В разговоре с одним из перевозчиков прозвучала мысль платить вперёд за перегруз по официальному тарифу. Как вам такая мысль?
— Как идея, мне не претит. Другое дело, что надо думать над методом тарификации. Но это федеральная история.
— Возвращаясь к стройкам, вы пытались разговаривать с девелоперами?
— К сожалению, у нас отсутствуют рычаги и механизмы работы с принимающей стороной.
— А посты на подъезде к стройкам вместе с Ространснадзором не вариант?
— Не думали над этим пока. Но Ространснадзор не всесилен. В вечернее время взвешивать нельзя без соответствующего освещения. Они снимаются, и пошли грузовики в ночь. Такое уже было на строительстве М-11.
— Все же, почему у вас отношения с ГИБДД на нуле?
— Нам уже года четыре отвечают, что нехватка кадров, угроза коррупционной составляющей. При этом предписания не забывают выписывать об устранении ям на дорогах. Доходит и до трагикомичного. Так, в Выборгском районе к мобильному пункту весового контроля подъехал экипаж ГИБДД. Посмотрел, уехал, а на “Яндекс-картах” появилась отметка “Весовой контроль”.
В Ленобласти 10 тысяч километров региональных дорог. По нормативам дорожное покрытие должно обновляться раз в 5 лет. То есть 2 тысячи километров в год. Ремонтируется от силы 200 километров. Системный недоремонт оценивается сегодня в 4,5 тысячи километров.
— Если в целом, тоскливая ситуация.
— Непростая, скажем так. Есть мысль просить субъект обратиться за финансированием к федералам в рамках нацпроекта “Безопасные дороги”.
— Это о верхах. А что на земле?
— Жителям хотим предложить делать фото машин с явным перегрузом и присылать нам в соцсети. Возможно, получится сформировать юридическую практику по привлечению юрлиц к ответственности.
— Жители разные бывают. Могут начать ломать ваши пункты взвешивания.
— Могут. У нас есть метеостанции, которые жгут, стреляют, закидывают покрышками. Видят в них врага — принимают за камеры для измерения скорости. Поэтому имущество будет застраховано. И ни один такой гадёныш от наказания не уйдёт. Как, говорить не буду, но заготовки есть, — уже как о личном заговорил Седов.
Справка:
В конце января на участке федеральной трассы А-121 „Сортавала“ был протестирован автоматизированный пункт весового и габаритного контроля (АПВГК). Но о полноценной работе пока речь не идёт. Отметим, что идея об установке таких постов витает уже лет десять.
На территории Ленобласти более 50 крупных карьеров. Для перевозки задействуется сверхтяжелая техника массой свыше 40 тонн. Бизнесмены подсчитали для 47news экономику транспортировки песка и щебня по “Скандинавии” и “Сортавале”. Получилось, что без взяток за перевес бизнес нерентабелен. 47news рассказывал также о сформировавшейся схеме взяток в виде абонентской платы в сторону ГИБДД.