"Это не бизнес, это сфера выживания". Белгородский перевозчик – о поборах, коррупции и кризисе в отрасли
Предприниматель и глава профсоюза «Перевозчики Белогорья» Александр Рыжов уверен: перевозчики должны знать свои права и уметь их отстаивать.
О непростом положении дел на рынке автомобильных грузоперевозок Александр Рыжов рассказал ведущему ток-шоу «Взгляд» Сергею Ермоленко.
Прошел почти месяц «бесплатных каникул». Как дела?
— Каникулы прошли, а дела в нашей отрасли с каждым днём всё хуже и хуже. Машины стоят на базах, работы стало меньше. Некоторые заводы совсем остановились. Бесперебойные производства, продукты питания, сельхозтехника и корма еще как-то возятся, но это 15-20% от прежних объемов. Если раньше машины никогда не простаивали, то сейчас стоят и неделю, и две. По всей стране с работой стало хуже.
Я знаю, что у тебя есть свои машины и водители. То есть ты не только руководитель профсоюза, ты и сам перевозчик, это твой родной бизнес и ты много лет в этом деле.
— Я с 2004 года в перевозках. Я не только руководитель; я и сам могу в любой момент сесть и поехать. У меня две машины и два водителя.
Какие грузы у тебя были до апреля и какие возишь сейчас?
— До апреля активно возили утеплитель, «Технониколь». Ездили в Новосибирск, в Петербург, в Краснодарский край. Москву я не люблю, и водители мои не любят туда ездить. Возили корма, удобрения, продукты питания из Белгорода в другие регионы.
Какие у тебя прицепы?
— Шторные прицепы, 90-92 куба, оборудованные кониками.
У тебя ИП и ООО?
— Да. Когда мы объединились в профсоюз, собрали в общий котёл профсоюзные деньги и открыли ООО. Работаем с НДС, потому что ставки с НДС повыше. Работаем исключительно с теми компаниями, которые платят 20% НДС: мы эти деньги реализуем на запчасти, услуги СТО, резину, масла и всё остальное. Все заказчики, которые работают с НДС только рады.
У меня есть знакомые водители, которые работают без НДС. Глядя на высокие ставки, они очень хотят работать с НДС. Что ты таким водителям скажешь? Они никогда не работали с этим налогом, не знают, что такое отчеты…
— Индивидуальный предприниматель может работать с НДС, но если он на единой системе, он этот НДС по закону обязан вернуть государству. Чтобы работать с НДС, ему нужно либо с кем-то заключить договор на аренду транспорта (то есть он технику с водителем отдать в аренду организации, которая возьмёт на себя обязанность по обеспечению его бизнеса), либо открыть ООО, которое будет работать с НДС.
НДС'ные деньги компании платят быстрее тех сроков, которые обычно заявляют (15, 10, 25 дней). И когда мы выезжаем из дома, постоянные заказчики по нашей просьбе могут сделать предоплату; мы эти деньги обычно перечисляем на топливные карты.
Водители обращаются в ваш профсоюз? Чем вы им помогаете?
— Когда мы создали ООО, мы получили удостоверение МАП и выдавали членам профсоюза карты, чтобы они могли не менять тахографы. По возможности обеспечиваем работой.
У тебя работают наёмные водители. Как давно они работают и насколько тяжело найти порядочного водителя? Я знаю, что у многих транспортных компаний есть проблемы с кадрами.
— Да, это первая проблема в нашем бизнесе. Честного, порядочного человека найти очень трудно.
Ты не найдешь водителя, который тебя на 100% устроит: у каждого свои тараканы в голове. Один перестраховывается, другой не перезванивает, у третьего что-то еще… к каждому нужно привыкать.
Я к своим водителям привык. Один из них работает уже шестой год. Мы из одного города, всю жизнь жили в одном доме. Он ответственный, но перестраховщик, постоянно сомневается: «мне солярки не хватит», «я не успею». Я это мимо ушей пропускаю, потому что знаю – он человек ответственный, чужой копейки никогда не возьмёт и за машиной следит лучше, чем за своей легковой.
Скажи, а как нужно контролировать водителя чтобы он поддерживал в исправном состоянии технику?
— Никак. Всё нужно делать самому. Я до сих пор ремонтирую машины сам, если какая-то поломка – переодеваюсь и лезу под машину. Если водителю это не нужно, если он не собирается работать на этой машине ты его не заставишь, не замотивируешь. Были такие водители которые через весь салон в сапогах ходили.
Ставки падают. Как можно остановить этот процесс?
— Ставки падают постоянно. Иногда даже грузовладельцы спрашивают: вы видели, что солярка подешевела? Я спрашиваю в ответ: а вы видели, что она до этого на три рубля подорожала, а мы не поднимали ставку?
А нынешнее падение, связанное с самоизоляцией?
— Я не вижу катастрофического падения. Возросла конкуренция, и недобросовестные перевозчики, которые в убыток себе перехватывают груз и увозят дешевле, в конце концов обанкротятся.
Сегодня он поехал дешевле, завтра ему не на что купить колесо, послезавтра не хватит на запчасть. Через год у него машина будет на проволочках и веревочках.
Я грузовладельцам, менеджерам и диспетчерам говорю: я не могу дешевле работать. Я знаю цену своей работе, я знаю, что водителю нужно заплатить зарплату, что мне нужно заплатить налоги и прокормить семью. Я знаю, сколько попросить за работу и не поеду дешевле, мне это не нужно.
Есть постоянные клиенты, которые пытаются меня сломать. К примеру, один всегда платил 25 тысяч, и вдруг приходит СМС: нужна машина, но за 20. Я отвечаю: за 20 не поеду. И через неделю ставка опять поднимается до 25.
Мне тоже ребята говорили, что логисты, которые сидят на предприятиях между собой сговариваются…
— Это отдельная каста людей. Я напрямую не сталкивался, но наслышан, что менеджеры по перевозкам зарабатывают хорошие деньги помимо зарплаты.
Слышали, грузовладельцы, как работают ваши логисты? По идее, если всё будет умирать, то грузоперевозки умрут последними. Должны ведь двигаться грузы?
— Не все перевозки умрут. Мясо, допустим, не перестанут возить. Я долго в этом бизнесе, у меня много знакомых. Некоторые из них занимаются температурными перевозками, возят на рефах мясо. Они говорят, что работы у них меньше не стало, они точно так же возят, как возили до коронавируса. Производство не остановишь: тех курей, которых вырастили, в любом случае надо зарезать и отправить. А вот с обратными грузами беда…
Если человек захочет сейчас влезть в бизнес, купить машину – что ты ему можешь посоветовать?
— Я сомневаюсь что кто-то сейчас, в наше время начнет заниматься перевозками.
Это не бизнес, это сфера выживания. Когда начинался «Платон» и всё остальное, ушли те, кто еще мог уйти.
Те, у кого было по одной машине, у кого водитель не следил за техникой, те, кто ездил как дармовоз по низким ставкам – через год, через два у них все развалилось. Они продали свои машины за копейки.
Бизнес грузоперевозок очень непостоянный, ненадежный. Если ты придешь сюда из другого бизнеса, ничего не соображая в машинах, то сможешь купить хорошую машину только если будешь покупать новую. А если соображаешь, то всё равно на хорошую машину придётся потратить несколько миллионов рублей.
Может, есть смысл начать с пятитонника?
— Я так и сделал. Начинал с ЗиЛа-«бычка», потом купил пятитонник, потом еврофуру. Сначала ездил сам, потом купил вторую, продал старую, обновился… всё как у всех. Сегодня я не рискну брать третью машину, потому что объем работы очень сильно упал. Недавно у меня машина простояла неделю, в это время мы её ремонтировали, делали как необходимые работы, так и те, которые могли бы подождать.
Скажи, можно сейчас влезать в кредит чтобы купить фуру?
— Я бы не советовал. Большинство белгородских перевозчиков ездят на Москву, 70-80%. Я свою машину за последние 2-3 года меньше чем за 28 тысяч рублей в Москву не отправлял, но многие работали за 23-24 тысячи. У меня до сих пор есть знакомые, которые 20 тонн везут за 24 тысячи рублей. Назад едут за 18, максимум 20 тысяч.
Грубо говоря, за круг выходит 44 тысячи. Минимум 30 тысяч рублей уйдет на 600 литров солярки. Водителю надо покушать, возможно придется оплатить какой-то шиномонтаж (вдруг колесо лопнет), «Платон». В лучшем случае владельцу транспорта останется 15 тысяч.
Да, когда я ездил сам, умудрялся делать три рейса на Москву в неделю. Но потом дня 3-4 отходил, и здоровья тогда было побольше… Сейчас, если работать по закону, с тахографом и режимом труда и отдыха, ты ничего не заработаешь.
А вообще режим труда и отдыха обязательно соблюдать?
— Да. Мы имеем право работать 5 дней в неделю, 2 дня по 9 часов и 3 дня по 8. Ты выехал, 4 часа проехал, 15-20 минут проехал, еще 2 часа, опять перерыв и еще 2 часа.
Хочется спросить у чиновников, которые эту галиматью сочинили: где стоять? Лесные братья из тюрем уже вышли, случаи нападений участились.
У нас в Белгороде 3 года назад с одного только завода уходило на Москву больше 100 машин в день. За 8 часов машина до Москвы не доедет, через 8 часов вы будете в Туле. Вот они за Тулу заехали, выехали на бетонку – и где они встанут? Стоянок нет, вдоль дороги стоять нельзя. Если в соответствии с законом работать, работать просто не получится. Есть люди, которые до сих пор не знают как путёвка заполняется, у них тахограф не поверен…
У тебя тахографы стоят на машинах?
— У меня ЕСТРовские, заводские, я их регулярно ремонтирую, поверяю, тарирую – всё как положено. Прохожу техосмотры официально, на специализированной станции, где проверяют тормоза, свет и всё остальное. Когда заезжаешь в такой центр, механик сам садится за руль и сам производит проверку тех же тормозов – водитель не имеет права.
Это где такие центры?
— Вот у нас, в городе Строитель есть пункт технического осмотра. Там всё официально, стоит видоекамера, фотоаппарат. Инспектор заезжает колесами на катки, разгоняет их, проверяет тормоза.
Сейчас все чаще и чаще возникает такой развод. Инспектор спрашивает диагностическую карту на полуприцеп, но так как страховку на полуприцеп теперь не требуют, а пишут при составлении что тягач используется с прицепом, никто ТО прицепа не проводит.
В прошлом августе приняли федеральный закон о том, что полуприцеп грузоподъемностью больше 3,5 тонн тоже должен проходить техосмотр. Но этот закон вступает в силу через год. То есть, грубо говоря, к 1 сентября нужно приготовить диагностическую карту. На сегодняшний момент ТО требуется только для тех прицепов массой более 3,5 тонн, которые оформлены на юрлица. Штраф в таком случае – 50 тысяч рублей. Гаишники останавливают машину, начинают требовать диагностическую карту на полуприцеп, показывают статью – 50 тысяч, ай-яй-яй.
Однажды мне пришлось общаться с работниками ДПС по телефону, рассказывать им, что они не правы. Они огорчились, спрашивали водителя – кто это у вас там слишком умный такой?
Последний раз машина приехала в Новороссийск. Член профсоюза выгрузился, загрузился, едет домой. Его останавливает гаишник и спрашивает: ты почему медосмотр дома прошел, а в Новороссийске нет? Коллега передал мне трубку, и я говорю: водитель должен пройти медосмотр перед возвратом если он водит автобус либо перевозит опасный груз. Так как мы возим обычные грузы, к нам таких требований нет. Вернётся домой – следующую путёвку получит у медика.
Люди не стараются. Есть те, кто спрашивает совета, находит способы выйти из конфликта, а есть те, кто просто откупается.
Ты знаком с ребятами, у которых были проблемы с выплатами по кредитам? Которые брали кредиты под фуру, а потом случались проблемы?
— У меня в близком кругу таких нет. В двухтысячных годах многие брали кредиты, тогда заработок был получше и не надо было тратиться на документацию. Не было столько транспорта, были КамАЗики и МАЗики, которые на Москву не ездили, и те, кто взял кредит и купил фуру, рассчитывались за два-три года. У меня было три кредита; бывало, что получалось досрочно их гасить.
Сейчас я брать кредит не советую. Если есть какая-то сумма и большое желание заняться этим бизнесом – да, можно, но если взять кредит, то сейчас нет никаких гарантий.
У меня на одной машине за последний год было 3 ДТП, и все не по нашей вине. Один раз в Москве врезался таксист, второй раз в Питере легковушка залезла под капот, а третий раз посреди лета на трассу выпрыгнула косуля. Косуля – 100 килограмм; тягач приехал, а морды нет. А косуля не страховой случай…
Там еще и за косулю могут попросить…
— Нет, знака «Дикие животные» не было.
«Платон» и транспортный налог – насколько большие суммы, если брать за год?
— По «Платону» я не готов ответить, не просчитывал, а транспортный налог за две машины (одна 380, другая 480 л.с.) – больше 80 тысяч в год.
Бывают ситуации, когда водитель откуда-нибудь звонит и говорит – у меня отвалилась ось, приезжай?
— Нет. Зимой один водитель вильнул чуть-чуть в сторону и насадил машину на бетонный блок. Он сильно разбил тягач, погнул рулевую тягу, колеса в разные стороны… Пришлось ехать в Воронеж, покупать по дороге запчасти, но он сам её восстановил, из зарплаты все оплатил и сделал.
У нас такой принцип: ты пришел на работу, тебе дали машину. Сломал? Взял и починил. Что-то нужно купить? Покупай, отработаешь – отдашь. Ты же берёшь ответственность на себя.
Самый дорогой груз, который возили машины?
— Я сам возил из Питера с охранником сигареты, 28 миллионов. Охранник с пистолетом ПМ, бывший полицейский, работает в частной организации, очень приятный мужчина. Мы благополучно доехали, сдали груз и попрощались.
Хотя случаи бывают разные. Знакомый рассказывал, что где-то на севере охранник запил, к нему пришла «белочка» и он зарезал водителя. Лет 7 назад было. Люди ж разные…
Самый страшный случай, который был в твоей практике с твоим транспортом или грузом? Такое, чтоб холодок по спине. Для начинающих водителей, которые считают, что перевозки это просто сел и поехал.
— Случаев много было разных. А если человек считает, что «сел и поехал», то этот бизнес не для него. Я с 12 лет ремонтировал легковые машины в гараже, но даже с пониманием всех технических деталей автомобиля очень трудно научиться всем тонкостям и хитростям.
Раньше дальнобойщики считались элитой, а сейчас пришел пацан молодой, надел шорты, кепку, очки – и он дальнобойщик.
У меня есть много знакомых, но одного из них я считаю своим учителем. Он мне всегда подсказывал. А я никогда не стеснялся спросить совета. Был такой случай: под Самарой пропал воздух в подушках, машина упала и лежит, ехать нельзя. Позвонил ему, он дал мне дельный совет, я все сделал и поехал. Из любой ситуации моно найти выход.
Что сейчас творится на дорогах? Есть сейчас какие-нибудь сборы, бандиты, грабежи?
— Случаи бывают, но бывают редко. Есть такое в Мурманске: там машина стоит, как в 90-е, тысячу рублей отдаешь и едешь дальше. В Челябинске за пропуск берут, могут тебя проводить – об этом водители рассказывали.
Я слышал от людей, что в Магнитогорске грабители прямо на ходу запрыгивали между прицепом и машиной и срывали шланги, чтобы прицеп затормозился. Один из них сорвался, «американец» проехался по нему двумя осями. Приехала полиция, но никаких претензий к водителю не было, взяли объяснительную и отпустили.
Тебе государство как-то помогло в апреле-месяце?
— В апреле мне позвонил менеджер из Сбербанка и сказал: так как у вас есть официально оформленные сотрудники, мы вам предоставляем беспроцентный кредит в размере 167 тысяч рублей на выплату зарплаты и налогов. Вчера этот кредит появился в в интернет-банке, но уже 83 тысячи. Почему со 167 до 83 упало – не знаю.
В заключении: что ты можешь пожелать водителям-дальнобойщикам в этом бизнесе?
— Я бы хотел, наверное, не пожелать а посоветовать. Посоветовать заняться самообучением, потратить день или два, почитать положения и законы, регулирующие наш бизнес. Большинство людей не читало закон о перевозках грузовым транспортом. Там много интересного, там четко расписано: какие обязанности у водителя, какие обязанности у грузоотправителя, кто отвечает за подъездные пути, что и как должно происходить по закону.
Когда человек это знает, ему проще не ругаясь, без истерик и конфликтов подойти и сказать: есть такой федеральный закон, у вас должна быть расчищена площадка. Я не буду рвать свою резину, это ваши проблемы.
Был такой случай на Энергомаше: в машину поставили четыре здоровенных конструкции и сказали водителю: едь! Я сам грузился там несколько раз и знаю, что местные грузчики отказываются связывать груз. Он выехал и на кольце эти конструкции вместе с тентом легли на бок, на дорогу. Благо машин не было в этот момент, никто не погиб, но прицеп – под списание. Начали разбираться, водитель сказал: ничего не знаю, мне сказали ехать. Он был молодой, должен был проследить…
От себя желаю: переходите уже на белую сторону. Хватит кормить транспортников, гаишников. Несложно оформить себе за 100 рублей официальную путёвку. Ты должен ходить с гордо поднятой головой и никого не бояться. Ни в коем случае!
У меня была куча конфликтов на дороге, в которых я доказывал людям, что они не правы. Два года назад меня остановил транспортник – в тёмное время суток, прямо на полосе, вне площадки. Я просидел пять минут, а он ко мне даже не подошел. Выхожу – он беседует с другими водителями. В итоге он показал мне своё удостоверение, ответил, почему в удостоверении находятся посторонние предметы и зачем он меня остановил в неположенном месте.
Останавливать больше одной машины в тёмное время суток сотрудники ДПС права не имеют. Если ты едешь и видишь, что одну машину остановили, ты можешь ехать до ближайшего поста. Люди не знают этого. Они не знаю, как заполнять шайбу тахографа. Говорят – тебе трудно 500 рублей дать? Раздавайте! Но с этих денег недополучит зарплату нянечка, медсестра, воспитатель в детском саду, в который ходят ваши дети. А инспектор, взявший на лапу, просто купит себе какую-то вещь. Это коррупция.
Я хочу сказать людям, которые занимаются любым бизнесом в России: насколько мы сами позволяем, настолько нас имеет государство. Вы не будете людьми, если вы не будете знать своих прав.