IT-инвестиции в грузоперевозки (часть 3: «США»). Смарт-тахографы: ELD
Привет, меня зовут Алексей Козлов, онлайн-сервис по грузоперевозкам «Везет Всем» (www.vezetvsem.ru). Эта статья является третьей в цикле про IT-проекты в грузовых автомобильных перевозках: первая часть (общая), вторая часть (Европа).
Сейчас мы поговорим о цифровой трансформации рынка грузовых перевозок в США и отдельно остановимся на сегменте, который возник сравнительно недавно: ELD-устройства (electronic logging devices). Основной функцией является контроль режима труда и отдыха водителя (тахография).
Рынок.
Рынок автомобильных грузоперевозок США — самый крупный в мире: 800 млрд. долларов в год, 135 млн. грузовых машин (в том числе пикапы, которые легко возят до 1 тонны груза, «мини-газели» в личном распоряжении, этот класс машин составляет 91% от официальной статистики), автомобильным транспортом перевозят 70% грузов внутри страны. Рынок сильно фрагментирован. Американский дальнобойщик — это настоящий культ как внутри страны, так и за ее пределами.
Для лучшего понимания американского рынка, сравним с российским и европейским по основным метрикам (картинка к статье)
Исходя из данных, представленных в таблице выше, очевидно, что автомобильные грузоперевозки в США значимый сегмент экономики, везут по грузообороту немного меньше, чем в ЕС, но расстояние перевозки гораздо больше (показатель тонн-км), поэтому степень влияния человеческого фактора на процесс перевозки сильно увеличивается.
Венчурные капиталы и IT.
Как и во многих других отраслях американские проекты на рынке автомобильных грузоперевозок являются первопроходцами относительного остального мира, тем больше вопросов почему до сих пор не произошла революция в этом сегменте (disrupting).
Первая биржа DAT.com (DIAL- at -Truck), начали «метчить» еще 1978 году, или Freightquote — 1998 год (куплена C.H. Robinson за $365 млн. в 2015 г.).
Первый маркетплейс Uship.com — 2006 год.
Первый uber-like проект Cargomatic — 2013 год.
Рассмотрим профиль венчурных инвестиций в американские грузовые стартапы в сравнении с другими странами и инвестиции по сегментам
Инвестиции в грузовой сектор шли волнообразно, первый толчок — эпоха доткомов (1995-2001 гг.), и так как грузоперевозки — это оффлайн, то большинство стартапов выжили в этом сегменте. Как результат стало большее число «досок объявлений для брокеров» и различных коммерческих решений в виде TMS или FMS (системы для управления автопарком и планирования временных окон на погрузку). Дальше было относительное затишье с ярким пятнами в виде маркетплейса uship.com, у которого даже было свое шоу на ТВ (Грузовые войны) и покупкой «брокерской доски» Freightquote крупнейшим экспедитором в США C.H. Robinson (представьте, что Деловые линии или ГлобалТрак купили ATI.SU в России). Именно Uship.com вдохновил нас на создание Везет Всем в России. Следующей волной стал период с 2013 года и по сей день, в котором можно выделить 3 ярких проекта: Cargomatic ( первый начал uber-модель, и так же сделал первый публичный факап (статья 1 и статья 2), при этом поднялся, сменил команду и сделал в 2018 году раунд на $35 млн.), Convoy (конкурент Uber Freight, имеет в своем составе звездных инвесторов: глава Amazon Джефф Безос, основатель Microsoft Билл Гейтс, гендиректор Salesforce Марк Бениофф и другие.), TruckerPath (зашли на рынок через приложение для перевозчиков, русский основатель и команда, не смогли вовремя поднять раунд, хромала монетизация, проект утратил лидерство. Не стоит забывать о выходе Uber на рынок грузоперевозок, который с одной стороны этим действием привлек внимание к отрасли, с другой добавил скептицизма, так как не добился успеха сравнительного с такси после выхода в 2016 году.
Где цифровая революция?
Несмотря на положительный тренд в движении венчурных капиталов в сегменте грузоперевозок, размер рынка и кажущуюся простоту модели, полноценной революции на этом рынке не произошло. Некоторые сегменты трансформировались: малотоннажные и узкотематические перевозки в heavy-marketplace и Uber-lite. Крупнотоннажные магистральные перевозки (FTL) остались в традиционной форме, именно здесь самые высокие чеки и самая большая доля рынка.
5 лет назад я считал, что проблема IT-проектов в отсутствии конкурентного предложения в сравнении с оффлайновыми игроками из-за плохого «метчинга» (сопоставления) заказчиков и перевозчиков. Если налить на платформу/маркетплейс достаточно перевозчиков и заказчиков, то они точно найдут друг друга, и все само поедет самым эффективным способом.
Сейчас я с уверенностью могу сказать, что причина отсутствия масштабной трансформации не в неудачном сопоставлении, а в специфике грузоперевозок:
Это сложнее, чем такси. Успешная перевозка — это не просто точки А и Б, это порядка 10 очень важных факторов, которые надо обязательно учесть и 20 штук второстепенных.
Минимизация влияния человеческого фактора. Человек (не только водитель) оказывает очень сильное влияние на вероятность успеха перевозки, а так как большинство процессов были и есть аналоговые (за последние три года ситуация сильно улучшилась, но еще не достигает 50%), то контролировать риски деятельности водителя, экспедитора, механика, грузчика, инспектора не представляется возможным.
Подробнее о цифровизации аналоговых процессов в грузовых перевозках и пути трансформации остановлюсь в следующей статье, где будет рассматриваться российский рынок, на его примерах будет понятнее. В этой статье рассмотрим важный шаг в цифровизации отрасли, который произошел в США в 2019 году.
ELD. Важный шаг в цифровизации грузоперевозок.
16 декабря 2019 года в США закончился трехлетний период перехода на электронные устройства логирования (ELD) рабочего времени водителей грузовиков и автобусов. В России и Европе — этот прибор называется тахограф.
Внедрение ELD-устройств привело к нескольким последствиям:
Новый сегмент рынка получил широкое распространение благодаря государственным инициативам. Объем рынка ELD-устройств оценивают в 4 млрд. долларов в США, не считая рынка Канады.
Появились ELD-операторы: на данный момент их порядка 250 в США, и лицензию может получить любая компания соответствующая требованием DOT (Министерство транспорта США).
Государство получило возможность в режиме онлайн следить за соблюдением правил работы водителя, что существенно снижает возможности злоупотребления со стороны игроков рынка и ставит всех в единые условия.
Повышение безопасности дорожного движения.
Улучшение фискальной функции государства, теперь все рабочие часы водителя учтены, как и подоходный налог с них.
Самое главное для индустрии: появилась повсеместная возможность оцифровки данных о передвижениях транспортного средства и его состоянии.
Сравнительно простой способ получения лицензии оператора привел к высокой конкуренции на рынке ELD-устройств, среди участников — гиганты от AOL до многочисленных стартапов. Соперничество повлияло на стремительное развитие услуг на рынке ELD, на стыке онлайн и офлайн, многие из проектов эффективно оцифровывают перевозки и снижают влияние человеческого фактора. Рассмотрим подробнее несколько компаний.
KeepTruckin.
Стартап из Сан-Франциско — KeepTruckin, основан в 2013 году. Преодолел отметку единорога в 2019 году (оценка свыше 1 млрд.$) подняв раунд на 149 миллионов долларов при оценке 1,3 млрд.$. Один из лидеров в этом сегменте. В 2019 году выкупил онлайн брокера (экспедитора) в попытке зайти на рынок перевозки грузов, имея информация о сотнях тысяч грузовиков, но через год объявил о закрытии эксперимента с брокерским бизнесом и увольнением 20% сотрудников по всему миру в связи с падением рынка грузоперевозок. Несмотря на первую неудачную попытку зайти и перевернуть рынок, стоит внимательно посмотреть на лидирующего игрока и функционал, который он нарастил за эти годы помимо ELD:
система KPI для водителя анализирует манеру вождения, количество резких остановок и ускорений, выводит персональную оценку, что позволяет владельцам подвижного состава давать прозрачный и безопасный KPI для водителей. Многие европейские автопроизводители уже годами разрабатывают этот функционал на своем ПО, так и не предложив простого, стабильного решения для владельцев парков транспортных средств. В KeepTruckin все просто: поставили «железку» для ELD, дополнительно получили красивые графики в приложении о стиле вождения водителя.
Система логирования инцидентов с автомобилем, происшествий и как следствие график обслуживания. Например, водитель пробил колесо, сделал отметку в электронном журнале, затем механик сделал отметки о ТО и проблемных местах. При смене руководителя автопарка или владельца есть возможность получить полную и прозрачную историю об автомобиле. Главное отличие от штатных предложений автопроизводителей — это совместимость данных с разными ТМS и FMS: разный парк авто, одно ELD-устройство, на выходе один формат данных для интегрирования в коммерческие системы заказчика.
Умные камеры (конечно, есть AI) для контроля дорожной обстановки и состояния водителя. Аналогичные решения потихоньку пилит Яндекс.
Полноценный грузовой навигатор и планировщик. Имея данные о режиме труда и отдых водителя, состоянии автомобиля, кол-ве топлива получаешь все необходимое для построения достоверного маршрута, как следствие точное время прибытие ТС на погрузку или выгрузку, исключение человеческих ошибок при планировании.
Функций еще очень много, но самое главное, что все это имеет открытое АPI, легко передается во внешние системы и открывает много возможностей для других участников рынка, например, есть маркетплейс приложений, где есть страховые компании, производители автозапчастей и другие. Один из кейсов: данные с ELD-устройств позволяют страховым компаниям давать индивидуальные тарифы.
Итог. Проект KeepTruckin отличный пример попытки перевернуть рынок грузоперевозок со стороны цифровизации процессов перевозчика, и минимизации человеческого фактора. Хороший антипод Convoy: оценки и раунды одинаковы, цель одна, маршрут движения разный. Интересно посмотреть за финалом.
Konexial. EZlog.
Все ELD-проекты, примерно похожи: в машину ставится «коробочка» (аппаратная часть), которая соединяется с блоком управлением автомобиля, через Bluetooth или кабель подсоединяется к смартфону водителя и в приложение происходит визуализация данных, так же информация уходит на сервера. Однако среди остальных хочется отметить два проекта с интересными фитчам. Первый, это Konexial, у них есть услуга с телемедециной для водителя, считаю это очень актуально. Так же маркетологи этого проекта очень постарались с контентом и выпускают комиксы для водителей, это забавно. Второй проект, EZlogz, примечателен фокусом на аудиторию выходцев из СНГ, которых много среди американских дальнобойщиков, упором на функции для водителей: мессенджеры, социальная сеть, планировщик поездки — «народностью» CEO и основателя: самостоятельно записывает видео с разъяснениями, помогает на трассе перевозчикам в период COVID, участвует в митингах возле Белового Дома против низких цен от диспетчеров.
Резюме.
Подводя итог вышесказанному, хочется еще раз отменить несколько важных моментов: рынки автомобильных грузоперевозок похожи во всем мире, нигде еще не произошла цифровая революция, если сравнивать с рынком такси, просто сопоставление заказчиков и перевозчиков на интернет-платформе не ведет к уникальным преимуществам на фоне оффлайн игроков из-за технической сложности процесса перевозки и невозможности контролировать риски, США после введения закона о ELD и с наименьшим бюроктратическим влиянием на его реализацию создали вектор, который уравнял субъекты на рынке и проложил путь для цифровизации отрасли и долгожданного disrupting. По-моему мнению, следующая страна, где такой вектор может появиться — это Россия, об этом подробнее в следующей статье. Буду рад вашим комментариям.