Бензин и дизтопливо в уникальной ценовой ситуации. Будут ли падать цены на заправках?
Падение оптовой цены бензина в России на 11% дает определенные надежды, что и розничная стоимость топлива для россиян пойдет вниз. Об этом ФБА «Экономика сегодня» рассказал эксперт Центра отраслевой экономики Научно-исследовательского финансового института Андрей Гордеев.
Цена Аи-92 на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже за неделю с 13 по 19 апреля упала на 11% — до 35,77 тысячи рублей за тонну (в европейской части России). При этом издержки компаний, которые включают акциз, выплаты в бюджет по демпферу (механизм стабилизации цен на топливо на внутреннем рынке), НДС и НДПИ, составляют 38,07 тысячи рублей за тонну. Из этой статистики выходит, что компании торгуют себе в убыток на 2,3 тысячи рублей на тонну бензина АИ-92.
Указывается, что топливо подешевело из-за резкого падения спроса — объем реализации на АЗС упал уже примерно на 50% из-за карантинных мероприятий.
Резко снизился автомобильный трафик, в том числе грузовой, так что спад продаж горючего очевиден. В таких рыночных условиях производители топлива готовы идти на понижение оптовых цен и соглашаются на дополнительные дисконты на бирже.
«Падение на оптовом рынке нефтепродуктов России не редкость – в отличие от розничного, он крайне волатилен, — отмечает аналитик. – В оптовых продажах возможны снижения и в больших значениях, чем фиксируются сейчас. Тем не менее, резкое падение сегодня отмечается, так как снижаются экспортные цены на нефтепродукты – бензин, дизтопливо и мазут. Сырьевые рынки по всему миру серьезно просели, что оказывает влияние и на российских производителей.
И, как мы знаем, с 2018 года в России действует система демпфера – новая фискальная политика в нефтяной отрасли. Она означает, что если российским компаниям выгоднее продавать топливо за границу, то бюджет доплачивает им разницу, чтобы они поставляли нефтепродукты без ущерба для себя на российский рынок. Но сейчас сложилась обратная ситуация – уже компании вынуждены платить бюджету, так как российский рынок премиальный. Отчисления по дизелю – 10 тысяч рублей за тонну, по бензину – 17 тысяч».
Цена топлива может измениться
В январе 2020 года, согласно соглашению о демпфере, компании платили в российскую казну 100 рублей за тонну бензина, теперь – свыше 17 тысяч. В 2020 году бюджет впервые заработал на демпфере, за год нефтяники могут перечислить государству 600–700 млрд рублей, оценивали аналитики и Минфин. Это сгладит удар от обнуления экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты и резкого падения налога на добычу полезных ископаемых при низких ценах нефти Urals, которая сейчас меньше $15 за баррель.
Механизм демпфера работает в обе стороны. Если экспортный топливный рынок становится премиальным по сравнению с внутренним, государство доплачивает нефтяникам, чтобы те не поднимали цены на заправках в России. Если цены на экспортном рынке падают, уже нефтяники обязаны перечислять деньги в бюджет и по этой причине не снижают стоимость топлива в стране. Сейчас продавать топливо за рубеж на треть менее выгодно, чем в России. А демпфер вынуждает эту разницу возвращать бюджету.
«Закон о новых налоговых правилах принимался с учетом мнения нефтяников, и все тогда понимали: вероятность, что наступит ситуация, подобная сегодняшней, существует. Тогда как два года нефтяники получали субсидии из бюджета и чувствовали себя защищенными в финансовом плане. Судя по всему, государству в сложный период выгодна сложившаяся ситуация, так как Минэнерго не заявляет о пересмотре существующих правил игры.
Но компании указывают, что спрос на топливо в период карантина серьезно сократился – особенно в крупных городах. Тем не менее, маржинальность на заправках сейчас достаточно велика, и продавцы работают с прибылью. А свои опасения высказывают на перспективу – если продажи продолжат сокращаться, то выручка с каждого литра бензина не обеспечит запланированные доходы.
Хотя на сегодняшний день, на мой взгляд, даже необходимость выплачивать отчисления по демпферу и снижение спроса все же позволяют снизить розничные цены. Маржинальность доходов с каждого проданного литра дает такие возможности. Другой вопрос, пойдут ли на добровольный отказ от части доходов сами продавцы», — подчеркивает эксперт.
Правительство просят пересмотреть демпфер
По мнению трейдеров, механизм демпфера нуждается в доработке – слишком высокой может оказаться плата в бюджет со стороны игроков рынка. В марте нефтяные компании уже поднимали вопрос о выплатах по демпферу в 2020 году из-за низких цен на нефть и предлагали поменять формулу расчета. Им объяснили, что формулу, конечно, поменять можно, но в этом случае правительство просто на ту же сумму поднимет НДПИ: в кризисные времена бюджету надо помогать.
Низкие цены на оптовом рынке привели к росту прибыльности бизнеса на автозаправках, где цены стабильны и не снижаются. По данным Refinitiv,
маржинальный доход АЗС с начала года вырос на 3,8% — до 17,3%. Но с учетом падения реализации удвоились и издержки на литр для владельцев заправок.
Возможно, с учетом всех факторов правительство не спешит пересматривать условия для нефтяных компаний.
«В данной ситуации нужно понимать, что заправки получали доходы не только от продажи топлива, но и сопутствующих товаров – стеклоомывателей, шоколада, жевательной резинки, автоаксессуаров и прочих мелочей. Реализация этих товаров сократилась значительно, розница просела достаточно сильно на одном только кофе. С другой стороны, часть НПЗ России уже уходят на плановый ремонт, так что избыток нефтепродуктов сократится, и продажи горючего станут выгоднее.
Сейчас многое зависит от того, как долго продлится режим карантина в России – экономика нуждается в повышении спроса на нефтепродукты, тогда воспрянут и продающие компании. Тем не менее, даже если они и не снизят стоимость бензина для розничных потребителей, то уж повышать ее точно не решатся. При существующей маржинальности на подобные попытки тут же обратит внимание антимонопольная служба – предпосылок для повышения цен на топливо для россиян сейчас нет», — заключает Андрей Гордеев.