Беларусь без санкций не проедешь?
В период «сложной эпидемиологической обстановки», как выражаются официальные государственные лица, многие испытывают трудности из-за введенных ограничительных мер. Дальнобойщики в этом плане страдают едва ли не сильнее остальных.
Не позднее дня, иначе штраф или арест
В марте 2020 года Совет Министров Республики Беларусь принял постановление №171 «О мерах по предотвращению завоза и распространения инфекции, вызванной коронавирусом COVID-19». В соответствии с документом водители, выполняющие транзитные автомобильные перевозки грузов через территорию Республики Беларусь, обязаны проезжать только по дорогам республиканского значения, на которых возможна стоянка для отдыха и питания водителей, а также заправка транспортных средств в определенных местах. При этом водители обязаны покинуть территорию страны по кратчайшему маршруту не позднее дня, следующего за днем въезда на территорию Беларуси.
В связи с этим постановлением в редакцию Автобизнеса все чаще стали обращаться водители-дальнобойщики, которые, как говорится, на своей шкуре испытали «прелести» введенных государством ограничительных мер. Мы собрали несколько самых ярких историй, которые показывают, как люди стали заложниками сложившейся ситуации.
Вадим: «Работаю водителем в организации, осуществляющей международные грузоперевозки. Согласно постановлению Совмина №171 от 25.03.2020 водителям грузового транспорта, следующего транзитом через территорию РБ, надлежит покинуть пределы Беларуси не позднее дня, следующего за днем въезда в страну. Кто не успел — в „плечи“ максимальный штраф 50 базовых величин за невыполнение предписания. Насколько это законно? Ведь по КоАП лицо, признавшее свою вину, подвергается минимальному порогу штрафной санкции, предусмотренной данной административной статьей 23.4 КоАП. Как мне поступить, если при привлечении меня к ответственности я соглашусь с нарушением и признаю вину, а орган, ведущий административный процесс, назначит максимальное наказание 50 базовых?»
Действительно, п.6 ст.6.5 Административного кодекса предусматривает, что к физлицу применяется нижний порог штрафа, если оно признало себя виновным и выразило согласие на применение мер административного взыскания без составления протокола. За невыполнение предписания к водителям применяют меры, предусмотренные ст.23.4 КоАП Беларуси.
Статья 23.4. Неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица при исполнении им служебных полномочий
Неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица государственного органа (организации) при исполнении им служебных полномочий лицом, не подчиненным ему по службе, — влечет наложение штрафа в размере от двух до пятидесяти базовых величин или административный арест.
Минимальный штраф по данной статье составляет две базовые величины. Но дьявол, как говорится, кроется в деталях. Если санкция статьи предусматривает арест (а ст.23.4 его предусматривает), то п.6 ст.6.5 о минимальном штрафе не применяется. Об этом прямо говорится в п.7 ст.6.5 Административного кодекса.
Составили протокол и изъяли наличные деньги
Андрей: «Не успел покинуть территорию Беларуси в установленные постановлением Совмина №171 сроки. На таможне спросили, есть ли у меня с собой наличные деньги. Я ответил утвердительно и достал их из кармана. И тут мне объявили, что на эти деньги налагают арест.
В отношении меня сотрудник таможни вынес постановление о наложении ареста на деньги и составил протокол описи. Имели ли право у меня изъять деньги? И имеют ли право таможенники вообще составлять протоколы за невыполнение предписания?»
Статьей 8.7 ПИКоАП предусмотрено наложение ареста на имущество, следовательно, наложить арест на денежные средства в счет обеспечения уплаты штрафа можно. Дела об административных правонарушениях по ст.23.4 КоАП вправе рассматривать суд (ч.1 ст.3.2 ПИКоАП).
Интересен другой момент. Согласно п.21 ст.3.30 ПИКоАП таможенные органы не могут составлять протоколы по ст.23.4 КоАП «Неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица при исполнении им служебных полномочий». Однако в ч.2 ст.3.29 ПИКоАП есть отсылка на то, что должностные лица органов, ведущих административный процесс, наделяются полномочиями на составление протоколов об административных правонарушениях решением соответствующего государственного органа.
Тут напомним, что контроль за выполнением постановления Совмина №171 «О мерах по предотвращению завоза и распространения инфекции, вызванной коронавирусом COVID-19» возложен в том числе и на Государственный таможенный комитет. Совет Министров, согласно ст.106 Конституции Беларуси — центральный орган государственного управления. То есть Совмин своим постановлением наделил ГТК и не только правом составления протокола об административном правонарушении по ст.23.4 КоАП.
Соблюдаю один закон — нарушаю другой
Павел: «Произошла патовая, на мой взгляд, ситуация. От представителей таможни и Транспортной инспекции уже несколько раз получил предписание (требование) водителю, выполняющему транзитную автомобильную перевозку грузов. По документу я обязан покинуть территорию страны по кратчайшему пути следования не позднее дня, следующего за днем въезда на ее территорию. Тут все понятно, я должен максимально быстро проехать транзитную страну Беларусь.
Но по Правилам автомобильных перевозок грузов мне, водителю, предписано строго соблюдать режим труда и отдыха, то есть положено стать на отдых. И это обязательное требование по обеспечению безопасности.
Условно говоря, я должен отдыхать 45 часов в неделю, но по желанию могу использовать и меньшее количество часов, которые постепенно накапливаются. Не позднее третьей недели я обязан все эти часы использовать для отдыха. У меня их накопилось аж 66 на момент пребывания в Беларуси.
Однако если я останавливаюсь для отдыха (что и сделал), как предписано Правилами автомобильных перевозок, то не успеваю покинуть страну в сроки, предусмотренные постановлением №171 по коронавирусу, как мы его называем. Нарушать правила перевозки нельзя, правила труда и отдыха водителя тоже нельзя, иначе в любой стране, где я нахожусь, в том числе и в Беларуси, меня могут подвергнуть большому штрафу. Все мои действия регистрируются специальным устройством — тахографом. Представители Транспортной инспекции снимают с него данные и четко все это контролируют, а при нарушении режима труда и отдыха составляют на водителей протоколы.
Статья 18.26. Нарушение установленного режима труда и отдыха и требований к его учету при выполнении автомобильных перевозок
3. Нарушение водителем транспортного средства установленного режима труда и отдыха при выполнении автомобильной перевозки — влечет наложение штрафа в размере от пяти до двадцати пяти базовых величин.
Я лично спросил у представителей Транспортной инспекции, что в данном случае делать. Они пожимают плечами со словами: „По закону мы должны вас оштрафовать“. Вот и получается нонсенс, когда предписанием, допустим, таможни мне строго регламентировано соблюдать один закон, но, соблюдая его, я нарушаю другой. То есть без штрафа в Беларуси не обойтись, что ли?
И еще одно белорусское „ноу-хау“. Если водитель не успевает покинуть Беларусь в сроки, оговоренные предписанием, то в отношении него составляется протокол по ст.23.4 КоАП за невыполнение требований, а материалы дела направляются на рассмотрение в суд. Санкция статьи предусматривает штраф от 2 до 50 базовых величин, но размер штрафа определяет все же суд, причем не сейчас, а потом, когда будет назначено разбирательство по делу.
Водитель находится в стране транзитом. Поэтому после составления протокола, по которому решение не принято, водителя обязывают внести на счет таможни 1350 рублей (50 базовых величин — максимальный размер штрафа, предусмотренный ст.23.4 КоАП), на которые сразу накладывается арест в счет возмещения уплаты штрафа, который должен неизвестно когда назначить суд.
Получается своего рода максимальный „залог“, хранящийся на счетах таможни. Я с таким сталкиваюсь впервые, да и другие водители, в том числе зарубежные, тоже. Получается, что наказание к тебе еще не применили, а „залог“ за предполагаемый и почему-то максимальный штраф внеси. А если суд назначит минимальный штраф или вообще оправдает, что тогда? Бегать по чиновничьим кабинетам и деньги пытаться возвращать? Мне кажется, что это будет сложнее, чем их на счет внести. И не является ли такое „ноу-хау“ давлением на суд при последующем вынесении решения, когда в материалах административного дела уже имеется платежка на 50 базовых, которые ждут своей судьбы?»
Водители-дальнобойщики действительно попали в щекотливую ситуацию, когда они, пытаясь соблюсти требования одного закона, нарушают другой. Было бы логично при составлении нормативных актов это учитывать и приостанавливать действие иного нормативного акта или его части, которые противоречат введенным из-за распространения инфекции требованиям, на время введения самих ограничительных мер. Увы, получается и тут возможный штраф, и там тоже.
Что касается обязывания внесения денежных средств на расчетный счет таможни в счет обеспечения уплаты еще не назначенного судом, но предполагаемого максимального штрафа — это тема для отдельного разговора. Но раз деньги водители туда вносят по «просьбе» должностных лиц, значит, делают это по своей воле. Никто же не признается, что эта мера может быть «добровольно-принудительного» характера.