Бастуют ли дальнобойщики? Компания говорит, что нет, но есть и другое мнение
Достоверно нам неизвестно, чем сейчас занимается по крайней мере часть водителей литовской компании Girteka Logistics. Об их трудностях мы рассказывали вчера: дальнобойщики недовольны снижением выплат и потребовали от работодателя вернуть все, как было, а заодно прекратить необоснованные вычеты за перерасход топлива. В противном случае грозились устроить забастовку, которая должна была начаться как раз сегодня. Литовская сторона утверждает, что никакой забастовки нет. Вместе с тем водители активно твердят об обратном.
Краткое введение в курс дела
На прошлой неделе дальнобойщики крупной логистической компании Girteka Logistics получили уведомление о том, что в связи с трудностями, вызванными распространением COVID-19, водителям будут уменьшены суточные. По нашей информации, выплаты снизили с 71 до 53 евро.
Дальнобойщики, недовольные таким решением, организовали группу в социальных сетях для обсуждения плана действий. На данный момент это сообщество насчитывает уже более 9,5 тысячи человек.
Были сформулированы требования водителей к компании Girteka Logistics: сохранении суточных выплат, прекращении вычетов за перерасход топлива и т. д. В противном случае дальнобойщики грозились 20 апреля в 9:00 начать забастовку.
Обсуждали несколько вариантов стачки, в числе которых «итальянская забастовка» (формально выполнять работу, но крайне медленно и неэффективно) либо же более явный вариант полной остановки: грузовики простаивают, водители отказываются брать грузы и требуют итоговый расчет.
Нам ничего не известно о том, что стороны пришли к мировому соглашению. Вопрос в том, предприняли ли водители обещанные шаги и в каких масштабах. Пока мы получаем крайне противоречивые сообщения.
Girteka Logistics: «Забастовки нет»
Сегодня корреспондент Onliner получил письмо от компании Girteka Logistics, в котором сообщается, что забастовки водителей нет.
«В Girteka Logistics нет тягачей, остановившихся из-за кризиса или забастовки, — сообщили в компании. — Girteka Logistics, как и весь мир бизнеса, видит значительное влияние ситуации на нашу деятельность. Это включает в себя серьезное снижение количества грузоперевозок. Большая часть европейского бизнеса по-прежнему переживает финансовый кризис, которого раньше не было, это влияет и на Girteka Logistics.
Нашей основной задачей является сохранение рабочих мест, поэтому мы предпринимаем шаги по сокращению затрат, начиная от приостановления набора новых сотрудников и заканчивая отменой проектов и расходов, а также сокращаем суточные выплаты всех сотрудников, в том числе и водителей.
Мы не уменьшаем зарплаты наших водителей. Мы в течение некоторого времени выплачивали высокие суточные, из-за текущей экономической ситуации мы объявили о временном изменении.
Данное изменение в выплате суточных привело к разговорам между нашими водителями, и некоторые СМИ сообщили о том, что наши водители бастуют или объявили забастовку. Ничего подобного не было и на данный момент нет.
Мы выражаем уважение и понимаем, что для наших водителей это не является позитивной новостью, тем не менее ряд наших водителей также выразили понимание того факта, что мы с этой и другими инициативами стремимся сохранить наибольшее количество рабочих мест в то время, когда многие крупные компании делают значительные сокращения количества своих сотрудников.
Мы продолжаем работать рука об руку с нашими водителями, чтобы у них была необходимая информация для оценки ситуации, и вместе мы работаем над тем, чтобы сохранить рабочие места и обеспечить бесперебойность бизнеса. У нас нет признаков официальной забастовки или остановки тягачей, которые повлияют на нашу способность обслуживать клиентов.
Автомобильный транспорт, как правило, один из первых испытывает влияние экономического кризиса, а также первым видит восстановление экономики, чего мы с нашими 18 000 коллег очень ждем».
Водители: «Вместе мы сила!»
Вместе с тем в своем сообществе водители активно обмениваются сообщениями об участии в забастовке. Кто-то утверждает, что с самого утра остался на стоянке, другие говорят о том, что отказываются принимать новые грузы на существующих условиях, и сообщают об этом своим менеджерам. Тех, кто находится дома, просят отказываться выходить на замену.
— Тут все один за одного, за идею стоят. Я думаю, тут адекватные взрослые люди с мозгами в голове, раз такую петрушку заварили, — написал один из водителей.
— Да вы сами подумайте, что за такие деньги работать не стоит. Посчитайте и посмотрите, сколько у вас останется чистыми на руках! Если отработал 2 месяца по 53 евро и месяц дома — разделите прибыль вашу на 3 месяца, — отметил другой.
— Хотел бы обратиться к тем, кто дома. Потерпите 2—3 недели, пожалуйста, не выезжайте на замену. Ради тех, кто остановил сегодня машины. Всех не уволят. Только сообща сможете добиться результата. Надеюсь на понимание. Всем удачи! — призвал еще кто-то из водителей.
Дальнобойщики фотографируют свои автомобили с намотанными на боковые зеркала светоотражающими жилетами — символом этой акции. Хотя в общем оценить ситуацию крайне трудно: нет понимания того, сколько водителей принимают участие в забастовке, а сколько продолжают работу. Называется цифра — стоит более 1000 машин. Однако проверить эту информацию не представляется возможным.
Также до конца непонятно, ведутся ли какие-то переговоры с представителями компании. Водители призывают привлечь юриста для отстаивания своих интересов.
Альтернативное мнение
Даже в своем сообществе водители признают, что не все поддерживают их призывы, и на трассах замечают грузовики, которые продолжают движение.
В редакцию Onliner также пришло несколько писем от тех, кто считает, что в сложившейся обстановке нужно работать, а не бастовать.
«Работаю второй год водителем в Girteka. И именно в этот момент нахожусь в каденции. Вот пишут про забастовку и так далее: как ездили наши машины, так и ездят. В данный момент стою на паркинге в Италии и смотрю на автобан: Girteka ездит, и едет очень много машин. Но, как ни крути, работы стало меньше. Не знаю, как у других менеджеров, но у меня со стажером за две недели работы именно вождения вышло только 25 часов. Вот и судите сами, много мы в данный момент работаем или нет. Лично я бастовать не буду, потому что и так стоим третьи сутки», — написал наш читатель Евгений.
Другое письмо прислал наш читатель Артур.
— Акция, на мой взгляд, глупа, — считает он. — Основная часть недовольных — водители из Украины. Их не смущает кризис, карантин, закрытые предприятия и т. д. Мелкие перевозчики или стоят, или тоже понизили ставки. Автовозы совсем без работы остались. А такую фирму, как Girteka, тоже нужно обслужить. Был бы руководителем такой фирмы, сделал бы так же. Потому как, чтобы быть конкурентным и оставаться на плаву, необходимо предпринять меры.
Голос из Польши
Насколько масштабной может в конечном счете стать акция водителей и к чему она приведет, на данный момент непонятно. Но очевидно, что рынок грузоперевозок испытывает определенные трудности, вызванные ситуацией во всем мире и, в частности, в Европе. И с проблемами столкнулись не только литовские компании. Руслан, еще один наш читатель, рассказал, что работает на польскую фирму. Ситуация схожая.
— Я работаю в польской транспортной компании, у нас началось все еще с нового года, когда задним числом нам обрезали так называемую «подставу» — это тот минимум, который официально мы получаем по польским законам, — пояснил Руслан. — Остальная часть зарплаты считается командировочными расходами. По приезде на фирму для дальнейшего следования в Европу нас обязали подписать новый трудовой договор, где было нововведение, что мы не вырабатываем своего положенного времени и нам теперь будут платить не полную «подставу», а только три четверти. Помимо этого, мы потеряли отчисления в пенсионный фонд и возврат налога.
По его словам, вместе с ухудшением эпидемиологической ситуации в Европе ухудшались и условия работы.
— Теперь в связи с вирусом и карантином нам еще обрезали 15 евро командировочных, причем опять задним числом. Мы узнали об этом только от коллег, приехавших на фирму 10 апреля, а рассчитывать нас фирма собралась по таким расценкам аж с 1 марта. Конечно, многие были не согласны, на что нам прямо сказали: кто не согласен, пишите на увольнение. Правда, тех, кто увольняется, рассчитывают по старым расценкам. Но теперь у нас еще одна проблема: за урезанную зарплату почти никто не хочет ехать работать, а те, кто работает, не могут поехать домой, так как некому их сменить. Даже те, кто согласен на увольнение и не согласен работать за урезанную зарплату, вынуждены продолжать работать, правда, по договоренности с фирмой работать по старой расценке. Но после возвращения на фирму — только увольнение.
В сложившейся ситуации никто не может предсказать, что же будет дальше.
— Вот так уже вторую неделю откладывают смену и возвращение домой. А с 10 апреля, получается, у нас коллектив разбился на две части: на тех, кто согласен и работает за меньшие деньги, и на тех, кто не согласен, увольняется и работает за большие. Конечно, не все могут так взять и бросить работу: у многих семьи, дети, кредиты — жить на что-то нужно. Вот и пользуются нашим, так сказать, бедственным положением. А мы, как уже кто-то сказал, находимся на передовой после врачей, да и работы меньше не стало — работаем в прежнем режиме, в том числе в странах с крупнейшими очагами заражения вирусом, — говорит наш читатель Руслан.