Дальнобойщики жалуются на штрафы за неповиновение, регуляторы — на поездки вне установленных маршрутов
Водители транзитных фур недовольны временными правилами передвижения по стране. Напомним, Совмин постановил, что дальнобойщики, выполняющие транзит через страну, обязаны двигаться только по определенным дорогам, где возможна остановка (стоянка) для отдыха, питания и заправки, отступивших же от этих требований наказывают. За соблюдением норм следят Транспортная инспекция, ГАИ и даже прокуратура. Сами транзитники называют такое решение очередным сбором штрафов, причем именно с белорусов. Мы побывали в одном из рейдов.
Суть проблемы
В конце марта Совмин утвердил новые правила жизни в период эпидемии. Речь о постановлении «О мерах по предотвращению завоза и распространения инфекции…» Документ касается и передвижения по стране дальнобойщиков. В условиях закрытых границ с соседями только перевозчики в теории могут завезти вирус извне, проезд для обычных граждан временно закрыт. Среди требований к водителям фур есть и такое: двигаться только по республиканским автодорогам, остановка (стоянка) для отдыха и питания водителей, заправки возможна лишь в установленных местах. На транзит дается один день: то есть если въехал в страну вчера, сегодня должен ее покинуть. Исключения: авария, поломка, задержка из-за разгрузки, перегрузки, замены транспортного средства, если это указано в транспортных документах. Все эти требования вместе с картой страны выдаются дальнобойщикам на границе.
Очевидно, что если есть правило, то должна быть и санкция. К нарушителям применяют статью 23.4 КоАП РБ («Неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица при исполнении им служебных полномочий»). Она предусматривает штраф от 2 до 50 базовых величин или административный арест. По словам самих дальнобойщиков, оформляется протокол (не постановление «на месте»), решение о размере наказания принимает суд.
Дмитрий (имя изменено), представитель некрупной транспортной компании, рассказал Onliner, что работающие у него водители-международники считают штраф за «неповиновение» направленным именно на белорусов: «Посудите сами: зачем мужику из Германии или даже России уезжать с трассы, ведущей от границы к границе? Конечно, они поедут по установленному маршруту, как ездили и раньше, до введения ограничений. А вот белорусы сворачивают. В качестве примера возьмем литовское направление. Семья водителя живет в Слониме, Новогрудке или Ивье, в этих же городах находится его фирма. Эти населенные пункты находятся в стороне от „одобренных“ трасс. Он, проезжая по маршруту, привык хотя бы на день-ночь заезжать на базу для минимального ремонта или домой. И это далеко не всегда прихоть.
Скажем, возвращается водитель после недели в Германии, нужно ехать условно в Пермь — это еще две недели. Дальнобой набирает продукты, чистые вещи, моется, в конце концов. Эти парни по месяцу в кабине живут.
Часто такие визиты совпадают с суточными или двухсуточными паузами, которые призваны снизить аварийность. Те же поляки не разбираются, из-за чего не был соблюден режим, просто дают сумасшедшие штрафы — по 2,5 тысячи евро. Помимо личных дел водитель забирает документы, зарплату, может заехать на базу что-нибудь подкрутить в машине. Сейчас же ему приходится или нарушать постановление, или организовывать фиктивный ремонт (например, колеса), что тоже далеко от законности».
Мы предложили собеседнику подумать над вопросом, как можно решить эту проблему легально. «В теории можно остановить фуру в разрешенном месте, — рассуждает над гипотетической ситуацией Дмитрий. — Мне — добраться туда с другим водителем, документами, со сменным постельным бельем, посудой, антисептиками и после санобработки кабины отвезти приехавшего домой на 14-дневный карантин (как предписывает постановление Совмина). Проблема лишь в том, что при такой тактике очень скоро некому будет работать. Можно и ничего не делать — отправить приехавшего водителя в новый рейс. Но так он будет кататься месяцами, пока ситуация не урегулируется. А это не очень сочетается с Трудовым кодексом. Необходимость замены его на сменщика есть, но по правилам ее нужно проводить описанным выше способом».
В качестве иллюстрации Дмитрий предоставил протокол, составленный на водителя его фирмы. В документе говорится, что тот съехал с разрешенного маршрута и оказался на трассе Р11 Поречаны (от М6) — Новогрудок — Несвиж, в деревне Огородники.
Реальный пример от ГАИ
По состоянию на 20 апреля выявлено 162 нарушения, начат административный процесс по 88 фактам, 10 человек привлечено к ответственности, выдано 14 640 требований — таковы данные Транспортной инспекции Минтранса. За соблюдением требований постановления следят также Государственный таможенный комитет и Госавтоинспекция: таможенники зафиксировали 282 нарушения в конце минувшей недели, инспекторы — 107. Например, сотрудники Минской ГАИ сообщили о начале контроля 10 апреля, 14-го числа не было установлено ни одного нарушения, 16-го — три, 17-го — шесть, 20-го — двенадцать. «С водителями большегрузов, которые двигаются по столичным дорогам, проводятся профилактические беседы на предмет соблюдения ими требований постановления и возможного обмена полученными от инспекторов сведениями посредством внутренних каналов — от водителя к водителю», — подчеркнули в столичной ГАИ, однако напомнили и об ответственности по статье 23.4 КоАП.
Про один из случаев мы попросили рассказать чуть подробнее. «На внутреннем кольце МКАД на территории Московского района столицы был замечен грузовик Volvo, — рассказали в пресс-службе ГАИ. — Двигался в сторону Витебска, а далее — к погранпереходу. Водитель пояснил, что для него такой маршрут короче и удобнее. При этом у мужчины с собой были инструкции и карта, распространяемые после принятия постановления Совмина. Очевидно, мужчина был ознакомлен с временным порядком проезда. Однако, по его словам, ехать через МКАД ему проще, он намеревался сократить дорогу».
Очевидно, такой мотив не похож на острую необходимость. Не исключено, что он был озвучен разными транзитниками неоднократно. В итоге Транспортная инспекция в конце прошлой недели приняла решение усилить контроль. Кроме того, Минтранс предложил гражданам информировать Транспортную инспекцию о фактах нарушений по телефонам (8-017) 286 76 96 и 102. В Минской ГАИ дополнили: «Всех жителей столицы, заметивших грузовые авто с иностранными номерами в движении или на стоянке, просим сообщить об этом в ближайшее отделение ОВД или на номер 102».
За процессом следит и прокуратура. Ее отделения в Витебской, Брестской и Гродненской областях уже успели заявить о выявленных «упущениях в работе по снижению риска распространения инфекции». Речь именно о водителях международных линий. Примеров масса. Замечена активность транзитников на АЗС №56 в Гродно на ул. Дзержинского. В деревне Буда Дубровенского района, на площадке вдоль дороги рядом с жилыми домами, обнаружены три грузовика с российскими и литовскими номерами и занавешенными окнами. Цель такой стоянки — отдых и сон. Возле казино на М1 на границе с Россией зафиксировано стихийное скопление транзитных автомобилей. Ближайшая разрешенная стоянка удалена от игорного заведения на 1 км. На трассе М8 — Санкт-Петербург — Одесса прокуроры обнаружили на обочине Mercedes, перевозивший груз из Украины в Россию, — отъехал от ближайшего разрешенного места остановки около 30 км. При проверке документов водители не использовали предметы индивидуальной защиты — маски, перчатки.
Как видно, нарушения разные. Одни можно объяснить фразой «так удобнее», другие скорее связаны с необходимостью.
Мнения дальнобойщиков
В дороге
Даниил — водитель-международник, работает в российской фирме по перевозке грузов, транзит почти всегда осуществляет через Беларусь. Сам родом из нашей страны, живет в Минске. Он прокомментировал требование, полученное на таможне, исходя из личного опыта и наблюдений коллег:
— Бумагу выдают на границе, в ней нас обязывают стоять только на определенных стоянках и покинуть страну до конца дня, следующего за тем, который значится днем въезда. Все это я прекрасно понимаю: опасаются, чтобы мы не разнесли коронавирус по стране. Но мне непонятно, как это организовано.
— Требование «пересечь страну за сутки» никак не соотносится с режимом труда и отдыха. Люди должны когда-то спать. Мы следуем режиму труда и отдыха (положено 45 часов отдыха в неделю). Если понадобится остановиться в Беларуси, то я могу не успеть выехать и меня накажут.
— Лично я не получил на границе перечень стоянок, оборудованных для нас. Нашел в интернете. Большинство из них имеют только пару мест для грузовых авто. И если весь транзит будет стоять только на них, то хватит места только для 20 процентов фур, водители которых нуждаются в минимальном 9-часовом отдыхе.
— При поездке через Литву можно наткнуться на многокилометровые очереди (в день написания материала в очереди в пункте пропуска «Каменный Лог» в сторону ЕС стояло, по данным ГПК, 110 грузовиков. — Прим. Onliner). Это ожидание может растянуться не на один день. Коллеги уже писали, что их оштрафовали за то, что вовремя не явились на границу. Причем о длине очереди таможенники судят не по реальной ситуации, а по данным сайта пограничников. Вернее сказать, не оштрафовали, а назначали дату суда. По этой логике дома им появляться нельзя, так как могут заразить 2—4 членов семьи. А в суд можно?
— В некоторых местах, чтобы оплатить BelToll, приходится останавливаться на АЗС, не вошедших в список разрешенных. Тут уж выбираешь между двумя штрафами.
— Стоянки в большинстве своем не оборудованы душем. В Польше и России почти все душевые закрыты, на маршруте их вообще может не оказаться. Выходит, несколько недель нельзя помыться. Стоило бы пересмотреть список стоянок с учетом этой необходимости.
— Из горячего питания, которое предлагают на некоторых стоянках, — хот-доги и прочий фастфуд. А гастрит для нашей профессии не пустое слово. Продукты купить негде, так как из Европы везти много чего нельзя, а по трассе нет таких магазинов, где можно остановиться. На самом деле водителям нет необходимости есть за столом. Достаточно, чтобы, как в других странах, кафе работали навынос. Хоть через окошко, но полноценная еда.
— «Оборудованные» АЗС отличаются от заправок «до вируса» тем, что появились линии разметки для дистанции у касс и перед продавцами установили прозрачные стекла.
— Что больше всего раздражает во всей этой ситуации, так это отношение к нам как к чумным. Будто мы в Европе ходим по злачным местам и обнимаемся со всеми, у кого есть признаки вируса. На самом деле все намного прозаичнее. Расскажу о нынешнем рейсе. Из Беларуси выехал в Австрию, при пересечении границы контактировал с восемью должностными лицами, и то на расстоянии. Сходил в магазин при границе, где контактировал с продавцом на расстоянии метра. В Польше заправился на бесконтактной АЗС, растаможился в Австрии, оставив документы в трех метрах от человека и забрав бумаги опять же в трех метрах от него. Контактировал на расстоянии при выгрузке с грузчиком. Потом приехал в Италию на загрузку, там даже машину не покидал. Итальянцы сами загрузили, закрепили груз и передали документы мне в кабину. На обратном пути я опять-таки контактировал только с восемью людьми на границе. Получается около 20 человек за неделю, с кем у меня был контакт на расстоянии не меньше метра. Спрашивается, у кого больше шансов заразиться: у меня или у любого белоруса, который сходил в магазин за хлебом? Либо же у сотрудника контролирующих органов, контактирующего с сотнями людей каждый день?
На границе
Даниил стал одним из первых дальнобойщиков, высказавших свое недовольство журналистам. За время подготовки публикации с редакцией связался не один десяток людей с аналогичными жалобами. Вот что добавил еще один водитель о ситуации на границе:
— Таможенники говорят, что сейчас в Беларуси режим труда и отдыха не действует. Дословно цитирую начальника смены Гродненской таможни: «В Беларуси официально режим труда и отдыха отменен» (насколько это правда — не знаю). Если это просто слова, то за нарушение режима тоже положен штраф — от 5 до 25 базовых величин (статья 18.26 КоАП). То есть можно выбрать, платить за несоблюдение режима или за неповиновение. Но самое главное — в Польше и России режим работает! А значит, соседи нам предъявят претензии. И штрафы в ЕС намного больше. На эти аргументы коллеги слышат от таможенников лишь один ответ: «Это не наши проблемы». Выходит, приходится выбирать, где платить меньше?
— Опустим формальное исполнение режима труда и отдыха. Допустим, поедем по соседним странам «по-черному» — лишь бы не попасть на штраф на родине. Но есть же и реальная угроза — водитель может заснуть от усталости. Таможенники отвечают, мол, работодатель обязан предоставить второго водителя (как это осуществить по правилам — выше рассказал руководитель транспортной компании Дмитрий. — Прим. Onliner).
— На границе прямо говорят: «Пока вы в Беларуси — должны соблюдать местные законы. Даже если они приняты полчаса назад, вы обязаны по ним работать. Если что-то не устраивает — объезжайте Беларусь, не заезжайте сюда».
Дома
Еще один рассказ — о новых правилах жизни дальнобойщика на родине.
— Когда я был дома между рейсами, ко мне пожаловал не один человек, а целых четыре сотрудника: две женщины (как я понял, одна из поликлиники, а другая из санэпидемстанции), милиционер и водитель, — сообщил Виталий, житель Могилевской области, работающий в российской транспортной компании, осуществляющей рейсы в Австрию. — У каждого — по пачке бумаг в руках. Одна из женщин дала мне какую-то анкету с пунктами об образовании, адресе электронной почты и прочими «очень важными» вопросами в борьбе с коронавирусом. Я, насколько мог, сдержал себя и не стал говорить о «своевременности» этих мер (когда в Италии уже били в набат, у нас на границах и в аэропорту не было толкового контроля). Сказал лишь, что не собираюсь участвовать в этой имитации бурной деятельности. Хотя сам из дома не выходил — считаю, что шансы заразиться в родном городе выше, нежели в рейсе. На что одна из женщин заявила: «Мы тогда укажем, что вас не было дома». На мой взгляд, это можно трактовать как заявление о намерении совершить должностной подлог, сделанное в присутствии милиционера.
Ответ на аргументированные возражения везде один: «Нам дали команду — мы выполняем». Но команда противоречит логике: на водителей, которые выполняют перевозки из Италии в Беларусь, никакие ограничения на время проезда по Беларуси не распространяются (только самоизоляция по прибытии), а если едешь из Польши в Россию, то вынужден нарушать режим труда и можешь останавливаться только на выделенных стоянках.
Подобных историй — десятки. Жалобы касаются практически всех аспектов проезда по Беларуси: от остановок «по нужде» до прохождения границы, от взаимоотношений с контролирующими органами до законности постановления Совмина в целом.
Рейд с Транспортной инспекцией
Как уже было упомянуто, контроль за выполнением постановления Совмина «О мерах по предотвращению завоза и распространения инфекции...» усилили. Рейды стали проводить чаще. Мы присоединись к одной такой поездке, чтобы проиллюстрировать происходящее в сфере. Если в первые дни работа несла в большей степени профилактический характер (водителям напоминали), то позже начали выписывать протоколы.
Инспекторы выехали с утра — в сторону Узды. На первой разрешенной стоянке мы стали свидетелями показательной ситуации. Дальнобойщик не может заехать домой, но его родственники могут встретиться с ним на стоянке. А заодно передать продукты и вещи.
Вскоре замечаем фуру, остановленную сотрудниками ГАИ. Автомобилист вез товары из Польши в Россию. Работники Транспортной инспекции по тахографу определили, что мужчина нарушил требование стоянки только в специализированных местах. «В неположенном месте он провел 18 минут, что является нарушением», — уточнили инспекторы. Оформлением остаются заниматься сотрудники ГАИ.
Далее заезжаем на АЗС, останавливаться на которой транзитникам запрещено. Проверяем документы у водителя фуры. Оказалось, что мужчина совершает внутриреспубликанскую перевозку. Требования постановления по поводу остановок на таких водителей не распространяются.
Еще одна заправка, еще один грузовик. На этот раз фура с польскими номерами. По документам водитель въехал в страну сегодня. То есть покинуть Беларусь должен завтра. Нарушений нет.
Итог 4-часового рейда — одно нарушение, оформление которого взяли на себя сотрудники ГАИ.
После рейда мы связались с одним из дальнобойщиков, с которым повстречались во время мероприятия. Он заметил, что работать в нынешних условиях тяжело даже без требований Совмина и их рьяного контроля на местах. Для четкости картины мужчина посоветовал заглянуть в группу «Транзит через Беларусь» в мессенджере. На момент подготовки статьи в ней было почти 2000 участников.
Разговоры разные: от обсуждения проблем до вопросов, есть ли свободные места на разрешенной стоянке, от указания точек размещения патрулей до угроз забастовок и перекрытия трасс. Мы попросили весь чат сформулировать просьбы и требования. Очевидно, что постановление Совмина полностью отменить нельзя, но сконцентрировать внимание на вполне реализуемых деталях считаем необходимым. Из десятков ответов можно выделить основные мысли.
Незапредельные требования
1. Привести положения постановления в соответствие с уже действующими законами и Конституцией (гарантирующей право на свободу передвижения), а также с международными правовыми актами — о режиме труда и отдыха. Достаточно в пункте 1.3 указать фразу «должны покинуть страну не позднее дня, следующего за днем въезда (за исключением часов отдыха при наличии подтверждения)». Либо дополнить документ пунктом, разрешающим заезд по адресу места жительства при соблюдении всех мер предосторожности. Либо просто разрешить проезд в течение двух суток.
2. Обеспечить выделенные места для стоянки (в том числе АЗС) полноценным питанием. Например, комплексными обедами в одноразовой посуде навынос. Разместить стенды с минимальным набором безрецептурных лекарств. При возможности — обеспечить доступ к душевым, прачечным. В случае необходимости — разместить у входа емкость с антисептиком и одноразовые маски, перчатки.
3. При отсутствии мест на парковке предупреждать водителей и сотрудников ГАИ, Транспортной инспекции. При обнаружении нарушения в вопросе остановки в неположенном месте рассматривать случаи в конкретных обстоятельствах, а не руководствуясь «палочной системой». Вести статистику нехватки мест. При необходимости расширять список стоянок. Цены на платных стоянках не должны необоснованно повышаться. Ограничить въезд на выделенные стоянки и АЗС для грузовиков, не осуществляющих транзит, — для оптимизации мест парковки. Либо разрешить остановки на всех АЗС и стоянках на выделенных трассах.
4. Обеспечить возможность оплаты услуг BelToll на ближайшем от границы разрешенном месте для стоянки.
5. Все выделенные АЗС должны работать со всеми существующими видами оплаты, в том числе с топливными картами.
6. Нахождение в очереди на границе не должно включаться во время транзита, так как продвижение очереди во многом зависит от самих таможенников и оперативности их работы. В теории сотрудники таможни могут спровоцировать задержку, а после составить массу протоколов. Обеспечить всех таможенников и других контролирующих сотрудников средствами индивидуальной защиты, чтобы исключить возможность заражения водителей и обвинений в правовом ханжестве. В противном случае они также обязаны подпадать под требования о двухнедельной изоляции.
7. Продумать возможность прохождения предрейсового осмотра и сдачи водителями документации для компаний, которые базируются вне установленного маршрута.
И, возможно, самое главное: водители жалуются на негатив, схожий с проявлением сегрегации. Говорят, к ним и членам их семей относятся как к прокаженным, а при составлении протоколов не изучают обстоятельства. Дальнобойщики просят более лояльного отношения — особенно на фоне эпидемии, когда экономика до сих пор остается на плаву во многом благодаря международным перевозкам.