Машины первой необходимости
Российские производители грузовых автомобилей возобновляют работу в разгар эпидемии коронавируса.
В конце марта президент России Владимир Путин, объявивший о нерабочей неделе, отправил сотрудников крупнейших российских автозаводов на оплачиваемые выходные. Но когда стало ясно, что одной неделей дело не закончится, власти пересмотрели свою позицию и заявили, что необходимость продолжения работы крупных производственных предприятий должны определять руководители регионов. Благодаря этому автозаводы смогли возобновить производство автомобилей, в том числе и грузовых.
Одним из первых открывшихся заводов стал КамАЗ: производство здесь запустилось уже 6 апреля. Представители компании заявили, что решение о возобновлении работы было принято руководством завода после консультации с руководством республики Татарстан. Они также отметили, что Камский автозавод входит в число системообразующих предприятий и является градообразующим для Набережных Челнов, а кроме того — производит спецтехнику, которой пользуются медики, спасатели и правоохранители.
«В сложившихся условиях техника КАМАЗ становится жизненно важным фактором развития страны для обеспечения доставки продуктов питания и товаров первой необходимости, для перевозки медицинского оборудования и работы организаций жилищно-коммунального хозяйства» – сообщила пресс-служба ПАО.
Сегодня на заводе усилены меры защиты персонала, проводятся различные профилактические мероприятия. К примеру, в столовых на полах появилась разметка безопасной дистанции, ведётся разработка системы бесконтактной передач пищи. Количество вахтовых автобусов увеличено, а их салоны дезинфицируются после каждого рейса. Работающие пенсионеры (а их в ПАО около 5% от общего числа сотрудников) на смены пока не выходят.
Неделей позже, 13 апреля возобновил производство сосед «КамАЗа» – расположенный в Набережных Челнах завод «Даймлер КамАЗ Рус». В пресс-службе компании отметили, что производство грузовиков Mercedes-Benz и Fuso ведётся в соответствии с требованиями регионального правительства, а для защиты сотрудников принимаются все необходимые меры.
Представители компании подчеркивают: производимые ей грузовики сегодня необходимы России, так как с их помощью осуществляется доставка медикаментов и товаров первой необходимости. Сервисные станции, на которых обслуживаются грузовые автомобили марки Mercedes-Benz, также продолжают свою работу.
13 апреля в Шушарах (Санкт-Петербург) возобновил свою работу завод компании «МАН Трак энд Бас Рус». И в этом случае запуск производства после двухнедельного простоя был согласован с местным правительством.
А вот расположенная неподалёку Scania на информационный запрос портала «Грузовики и дороги» не ответила. Молчит и пресс-служба «Группы ГАЗ»: по имеющимся в распоряжении журналистов данным, на сегодняшний день возобновили работу лишь принадлежащие ей вспомогательные площадки.
Некоторые производители не торопятся запускать производство. К примеру, завод Volvo Group в Калуге остановил работу лишь на этой неделе и намерен возобновить её не ранее 30 апреля. Представители компании отмечают, что причиной для закрытия стала не только неблагоприятная эпидемиологическая обстановка, но и дефицит деталей, возникший из-за проблем у европейских и азиатских поставщиков. Руководство завода не загадывает на будущее и допускает возможность изменения сроков приостановки в зависимости от развития событий.
Такой же политики придерживаются на «Автоторе» (г. Калининград), где производят легкие грузовики Hyundai. Здесь производство также приостановлено до конца апреля; среди причин представители завода отмечают достаточное количество машин на складе готовой продукции.
Они также подчеркивают, что текущая ситуация с распространением коронавируса не располагает к быстрому возобновлению производства.
Стоит отметить, что в Европе производители грузовиков свернули производство еще в марте, и большая часть заводов до сих пор не работает.
Тем временем спрос на новые грузовики в России в марте этого года сократился на 18%. Мартовские продажи «КамАЗа» в сравнении с мартом 2019 года упали на 14,1%, «Группы ГАЗ» — на 11,2%, Scania — на 25,6%.
Эксперты и аналитики ожидают, что в ближайшие месяцы рынок грузовых автомобилей продолжит своё падение. Так вице-президент Российского автомобильного союза (РАС) Валерий Алексеев опасается, что из-за снижения деловой активности и объема перевозок некоторые перевозчики начнут возвращать машины лизинговым компаниям. А эксперт МОЭС Тарас Коваль ранее отмечал, что в ближайшие месяцы ждать возобновления роста грузовых автомобилей не приходится.
«Я думаю, что II квартал будет ужасным. В конце I квартала кривая продаж лишь разогнулась и дальше пойдет только вниз. По крайней мере, в апреле точно», – цитируют эксперта «Грузовики и дороги».