Регионы закрывают границы
Некоторые регионы России закрыли границы для автотранспорта, в том числе и грузового. Чтобы проехать транзитом или привезти товары первой необходимости, водителям нужны специальные документы.
Власти регионов постепенно ужесточают ограничения, призванные остановить распространение коронавируса. Где-то они пока еще носят рекомендательный характер, а где-то за нахождение вдали от дома без справки от работодателя уже сегодня можно получить штраф. В некоторых субъектах вводится запрет на въезд транспорта, в том числе грузового.
Астраханская область запретила въезд на свою территорию любых транспортных средств из других регионов. Исключение – большегрузы, перевозящие продовольствие и товары первой необходимости (список этих товаров утвердил губернатор области). Водителям грузовиков нужна справка от работодателя. Специалисты горячей линии, с которыми мы связались для уточнения информации, отметили, что дальнобойщики должны иметь при себе средства защиты: антисептик, медицинскую маску и перчатки.
В Татарстане всё еще сложнее. Перевозчикам, которые возят грузы из республики или по её территории, необходимо получить справку по форме, установленной местным Минтрансом. Если же машина разгружается или выгружается в Казани, водителю придётся оформить дополнительное разрешение с помощью СМС-сообщения (подробная инструкция доступна на портале «Бизнес-онлайн»).
А в Башкирии водителей, прибывших из других регионов и вовсе хотели отправлять на двухнедельный карантин за счёт грузополучателя. Но, насколько нам известно, эта инициатива (исходившая от руководителя регионального Центра гигиены и эпидемиологии) реализована так и не была.
Без бумажки ты букашка
Вводить ограничения и спецпропуска для транспорта регионы начали в середине этой недели. Председатель Объединения перевозчиков России (ОПР) Сергей Владимиров рассказал нам, что никто из участников объединения с проблемами пока не сталкивался. А вот координатор ассоциации «Дальнобойщик» Валерий Войтко отметил, что уже получал жалобы от перевозчиков, которых правоохранители не выпускали за пределы Астраханской области из-за отсутствия справки от работодателя.
Индивидуальным предпринимателям и сотрудникам крупных транспортных компаний приходится брать на себя новые обязанности: заниматься мониторингом информации об ограничениях и оформлением необходимых пропусков.
— От водителей требуют чуть ли не две формы, – рассказывает владелец ТК «ЛидерТранс» (Татарстан) Михаил Устюжанин. – Это справка о том, что он работает в нашей организации и справка от грузоотправителя: её нужно выписывать, если груз идёт по Татарстану или из республики. Оформлением первой справки занимается отдел кадров и технический отдел, а логисты отрабатывают вопрос на стороне грузоотправителя.
Законность под вопросом?
Стоит отметить, что никаких законов, ограничивающих движение транспорта на федеральном уровне принято не было. Все существующие на 2 апреля ограничения были введены по инициативе региональных властей.
— Регионы и местные чиновники прямо как взбесились, кто во что горазд, – рассуждает руководитель юридической компании «Богатов Групп» Сергей Богатов. – Некоторые субъекты, например, Краснодарский край, выдают пропуска на проезд, а работники на их территории могут перемещаться только при условии получения приказа от предприятия, которое не приостановило свою деятельность.
Подобные ограничения, по мнению юриста, могут быть полезными и разумными, однако их законность находится под вопросом. Дело в том, что свобода перемещения – право, гарантированное конституцией, и для того, чтобы в законном порядке его ограничить, необходимо введение чрезвычайного положения. Для этого президенту необходимо издать, а Совету Федерации одобрить соответствующий указ.
— Это самый настоящий региональный сепаратизм, – уверен Валерий Войтко. – Надежда одна: что всё-таки федеральная власть рыкнет на излишне ретивых чиновников и обеспечит бесперебойную работу транспорта, перевозящего продовольствие и товары первой необходимости.
По мнению координатора ассоциации «Дальнобойщик», требовать от перевозчиков справки, не предусмотренные федеральным законодательством, в нынешних условиях недопустимо. Но если уж и решат власти вводить спецразрешения для автоперевозчиков, то процесс их оформления должен быть максимально простым и прозрачным, а главное – одинаковым для всех регионов.
— Требование у перевозчиков одно: дайте какую-то окончательную бумажку, которую я смогу тыкать в лицо чиновникам, гаишникам, роспотребнадзору и прочим контрольным надзорным органам!
– заявляет Валерий Войтко.
Перевозчикам нужна лояльность
Михаил Устюжанин отмечает: хоть «ЛидерТранс» и столкнулся с бумажной волокитой, серьёзных проблем у компании не возникло.
— Такая ситуация сложилась в России впервые, – отмечает предприниматель. – Технически никто к ней не был готов, и сейчас всё это запускается в режиме онлайн. Самое главное, что сегодня наш транспорт не стоит. Это ключевой момент, который я хочу подчеркнуть. Надеюсь, что пока будет длиться период отладки, контролирующие органы проявят лояльность к перевозчикам.
Сергей Богатов, в свою очередь, призывает перевозчиков, отправляющихся в рейс, готовиться по-максимуму: проверить наличие всех необходимых документов и подготовить справку – хотя бы в свободной форме.
— Обязательно нужно брать с собой ТТН, особенно если везёте продукты первой необходимости: для них везде дан зеленый свет, – отмечает юрист. – Если вы знаете, в какой регион привезете товар, обязательно посмотрите, есть ли там какие-то требования по перемещению и выполните их. Суды до 10 апреля на карантине и никто разбираться с законностью действий исполнителей не будет. Как вариант, можно возить с собой справку от предприятия, указать, что оно является непрерывно действующим и выполняет перевозки продуктов первой необходимости, а также заявление от водителя о том, что он намерен работать в эти нерабочие дни.
Все эти справки и заявления я могу назвать «самодеятельностью», но в условиях, когда дана указка лишний раз «не пущать», пусть лучше будут хотя бы они.
А еще дальнобойщикам рекомендуется иметь при себе антисептик, медицинскую маску и одноразовые перчатки. До нас не раз доходила информация о том, что на некоторые логистические объекты водителей без масок уже не пускают.
Мы, в свою очередь, можем посоветовать перевозчикам внимательно следить за новостями, при планировании рейсов посещать сайты региональных администраций, министерств и упрдоров. Актуальную информацию о режиме ограничений в тех или иных регионах можно найти в подготовленной АТИ сводной справке.