Латвийские дальнобойщики: грузы есть, только возить уже и некому
Несмотря на жесткие меры, связанные с коронавирусом, из-за чего были закрыты границы всех европейских стран, грузовые перевозки разрешены по всей Европе. И заказы латвийские предприятия, в том числе латгальские, имеют.
Однако автоперевозчикам пришлось столкнуться с проблемами, которые могут полностью загубить эту отрасль.
То, что коммерческих перевозок не коснулись жесткие правила карантина в Европе, само собой разумеется – это единственная надежда, особенно малых государств, на то, что люди не останутся без самого необходимого: медикаментов, продуктов питания, товаров гигиены.
И казалось, что уж кому-кому, а коммерческим предприятиям, занимающимся международными перевозками, даже в нынешних суровых условиях, житься будет совсем неплохо. Но действительность для дальнобойщиков оказалось не такой и радужной.
Как рассказал один из представителей даугавпилсской компании SVS Transports, в связи с закрытием границ в европейских странах предприятию приходится сталкиваться с чрезмерной бюрократией при пересечении границы. От водителей требуют подписывать доселе незнакомые им документы. Естественно, водители фур, сталкиваясь с таким впервые, теряются. Им приходится связываться с руководством своих предприятий, согласовывать свои действия. Это отнимает и время, и нервы.
Но даже не это является главной проблемой латвийских перевозчиков. Хуже то, что, возвращаясь с Европы, водители обязаны пройти двухнедельный карантин! Для них нет исключения.
По словам представителя компании LATCARRIER, есть проблемы на границах с Польшей, Германией, на которых водители простаивают часами, а то и сутками. А из-за того, что после возвращения водители должны две недели находиться на карантине, предприятия испытывают острую нехватку сотрудников. Более того, некоторые водители из-за этого начинают попросту отказываться от работы. И как это все скажется на бизнесе в целом, сказать пока сложно.
Вот что рассказывает о своих буднях один из дальнобойщиков с 19-летним стажем.
— То, что происходит сейчас, никогда не видел. После мытарств на литовско-польской границе въехал, наконец, на территорию Польши. Всюду полная тишина, никакого движений, словно после ядерной войны, как в фильмах показывают. Разве что встречаются фуры, но их намного меньше, чем было раньше.
На подъезде к Варшаве движение транспорта было уже более существенным. На трассе у меня график такой: 9 часов за рулем, затем 9-11 часов отдыхаю. Но, когда стоял на польской границе, сутки пришлось обойтись без сна. Просто негде и невозможно. Движение, хоть и очень незначительное, но постоянное. Попробуй, засни в таком режиме! А ночью спать не давала полиция, которая все время ездила с сиренами. К тому же, днем уже водители спать не давали. Хотя подремать по случаю и получалось, изредка. В Германию, вроде, очередей нет, но на обратном пути будет весело. Насколько знаю, из Германии в очереди фуры стоят на протяжении 55 км. Из Польши в Литву тоже очередей не видел. Но от поляков можно ждать все, что угодно. Дальнобойщики это хорошо знают. Контроль со стороны литовцев тоже есть, но в пределах разумного, — рассказал Олег.
Насчет двухнедельного карантина пока он ничего ответить не смог. Не в курсе.
– Приеду домой, тогда и посмотрим, что к чему. Только не могу понять, как я должен буду самоизолироваться. У нас с женой только квартира, нет даже гаража. Ну, ладно, могу жить в одной комнате, а жена – в другой. Но ведь кухня и туалет у нас общие! – недоумевает Олег.
Ассоциации автоперевозчиков Latvijas auto также озабочена проблемами, с которыми столкнулись ее члены. Особенно в связи с карантином для водителей. По словам председателя правления предприятия Александра Поцелуйко, ассоциация уже известила правительство о проблемах дальнобойщиков. Но будут ли они решаться и когда, неизвестно.
– Чрезвычайная ситуация? Конечно! Но у предприятий есть договора, в которых оговорены сроки доставки товаров, качество доставки. Не выполнил эти условия – потерял клиента. Ведь что нужно клиенту? Самую быструю, качественную и, по возможности, дешевую услугу. Не справляешься – другой найдется. А конкуренция среди автоперевозчиков в Европе огромная. В то же время,
несмотря на чрезвычайную ситуацию, наша отрасль работает, а значит, мы не можем рассчитывать на компенсации от государства. Так что, в целом, ситуация неутешительная.
Итог может быть таким, что латвийские автоперевозчики растеряют всех своих клиентов в Европе,
— подводит грустный итог председатель правления Ассоциации Александр Поцелуйко.
На восточном направлении ситуация пока достаточно достаточно благоприятна. На границах с Россией и Белоруссией многокилометровых очередей грузовых автомобилей нет. Но тут другая беда: по-прежнему действуют европейские санкции против России. Соответственно, не улучшает ситуацию и российское эмбарго в отношении ЕС и, в первую очередь, Латвии.