«Мы спим только в случае крайней необходимости»
В разных странах мира водители грузовиков зачастую игнорируют режим труда и отдыха и перерабатывают. В Индии дальнобойщикам приходится особенно несладко: грузовладельцы штрафуют их за каждый час просрочки.
29-летний Давиндер Сингх работает дальнобойщиком уже 10 лет и объездил всю Индию. Зачастую его рейсы длятся несколько дней, в течение которых водитель практически не спит, чтобы заработать побольше денег.
— Мой личный рекорд – три дня без отдыха, – рассказывает Сингх, готовясь к очередному рейсу. – Мы спим только в случае крайней необходимости. Ложимся в 2 часа ночи, а в 5 утра встаём, чтобы продолжить работу.
В Индии 9 миллионов водителей грузовиков, и многие из них работают на износ. Около четверти водителей, принявших участие в исследовании, проведенном компанией Castrol, жаловались на недосыпание. О проблемах со здоровьем – как физическим, так и психологическим – сообщил каждый второй дальнобойщик. Именно поэтому, считают эксперты, грузовые авто так часто попадают в ДТП.
В 2018 году на индийских дорогах погибло 151 147 человек. Каждый десятый погибший был водителем или пассажиром грузовика. Большегрузы поучаствовали в 15% от общего числа ДТП со смертельным исходом.
В развитых странах, например, в Австралии, водители могут проводить за рулем не более 12 часов в сутки, причем в это время входят обязательные получасовые перерывы, а отдых между сменами должен длиться не менее 6 часов. В Канаде суточный лимит – 13 часов, а отдыхать нужно не менее 8 часов. Но
в Индии время работы водителей автомобильного транспорта практически никак не регулируется.
Согласно данным ООН, в списке стран, понесших наибольшие материальные потери из-за ДТП, лидирует Япония ($64 млрд за 2018 год). Индия занимает вторую строчку – экономика страны потеряла $58 млрд. За последние четыре года количество погибших в ДТП с грузовиками сократилось на 26%, но среди водителей грузовиков смертность выросла на 17%, а травматичность – на 33%.
— Дальнобойщиков обвиняют в плохом вождении, в медленной езде, – размышляет Раджат Убхайкар, автор книги «На грузовике по Индостану», – но когда вы смотрите на дорогу из кабины, то понимаете, что водители легковушек носятся как сумасшедшие. А скорость большегруза редко превышает 60 километров в час, потому что он чаще всего перегружен.
В некоммерческой организации Sight Savers India, занимающейся профилактикой проблем со зрением, уверены: плохое здоровье дальнобойщиков обусловлено условиями их работы.
Водителям приходится трудиться без отдыха, практически круглосуточно, чтобы прокормить свою семью.
— Зарплата водителей составляет от 21 до 24 тыс. рупий в месяц (18,6-21,3 тыс. рублей), – рассказывает менеджер организации Джантин Тивари. – Её рост не поспевает за общим экономическим ростом Индии. При этом 95% водителей работают либо на себя, либо на маленькие компании, которые не заботятся об их здоровье. Дальнобойщики покидают дом в молодом возрасте, чтобы набраться опыта, но получают они немного; неудивительно, что их сообщество маргинализировано.
Большая часть грузовиков на индийских дорогах везёт гораздо больше груза, чем положено. Эксперты отмечают, что перегруз может приводить к авариям из-за разрыва шин, отказа тормозов, обрушения дорожных конструкций, потери управления во время спусков с горы.
— Перегруз портит машину и мешает ей тормозить, – рассказывает Убхайкар, – но он приносит водителю деньги. И не только водителю, а еще и его начальнику, и грузовладельцу. У этой проблемы есть только одно решение: штрафы за перегруз должны стать больше прибыли, которую он приносит. Иначе это не прекратится.
По словам самих дальнобойщиков, именно заказчики перевозки вынуждают их перерабатывать.
— Мы должны постоянно находиться в движении, ведь у нас есть стимул, чтобы доехать вовремя, – рассказывает водитель Эджаз Ахмед. – К примеру, курьерская компания хочет, чтобы мы доставили груз в течение 65 часов. Если я доеду вовремя, то получу бонус, тысячу или две рупий. Если опоздаю – не получу ничего, а из ставки вычтут по 200 рупий за каждый час задержки.
Согласно данным исследования Castrol, 48% водителей совершают в месяц более 12 рейсов, при этом более половины поездок длится свыше 12 часов.
— Водители перерабатывают еще и потому, что им зачастую просто негде отдохнуть. У нас практически отсутствует придорожный сервис с необходимой инфраструктурой, – рассказывает Ахмед. – Но и оставить грузовик на обочине мы не можем: приходится ехать до ближайшей дхабы (так в Индии называют придорожные кафе).
Вынужденные проводить долгие часы за рулём, индийские водители борются со сном так же, как их коллеги в других странах мира – 49% слушает музыку, а 14% предпочитают физические упражнения.
Многим индийским дальнобойщикам недоступна качественная медицинская помощь. В 2016 году Давиндер Сингх получил травму позвоночника, упав с прицепа во время растентовки. Из-за травмы он не мог управлять машиной в течение месяца, да и сегодня испытывает трудности, когда ему приходится поднять что-то тяжелое.
— Я не хожу к врачу, у меня нет на это времени, – рассказывает Сингх. – Я просто вожу с собой лекарства, которые могут пригодиться.
Водители грузовиков настолько смирились с их странствующим образом жизни, что игнорируют его влияние на здоровье, отмечает Убхайкар, тесно общавшийся с дальнобойщиками во время своих путешествий.
Согласно данным опроса, для 63% водителей грузовиков хорошее состояние здоровья не входит в тройку главных жизненных приоритетов. 53% опрошенных жалуются на усталость, бессонницу, ожирение, боли в спине, суставах и шее, проблемы со зрением, проблемы с дыханием, стресс и одиночество. До 23% сообщают, что борются с недостатком сна, 12% сталкиваются с психическим стрессом. До 67% опрошенных водителей грузовиков сказали, что посещают врачей только в бедственном положении. Более трети (36%) не имеют страхования жизни, а 32% утверждают, что им это не нужно.