«Перевозчик не сможет заложить в тариф 16 копеек»
Тариф «Платона» снова подорожал. Смирились ли перевозчики с платными дорогами и как отреагирует рынок на очередное повышение платы за проезд?
1 февраля тариф за проезд по федеральным трассам вырос до 2 рублей 20 копеек. Для перевозчиков это не стало неожиданностью: прошлым летом Минтранс расписал график повышений на три года вперёд. Известно, что 1 февраля 2021 года тариф поднимется до 2 рублей 35 копеек. Затем стоимость проезда будет увеличиваться соразмерно инфляции, в среднем – на 4% каждый год.
Такой подход бизнес воспринял с некоторым воодушевлением: «Платон» стал предсказуемым, и теперь связанные с ним издержки можно просчитать заранее.
Митинги и протесты против системы прекратились (последняя акция, организованная ОПР, состоялась прошлой весной). Сегодня многие перевозчики свыклись с существованием «Платона» и добросовестно оплачивают проезд по федеральным дорогам. Остались, впрочем, и борцы с системой – по данным её оператора, компании РТИТС, около 10% большегрузов в России до сих пор не оснащены бортовыми устройствами.
За и против
Перевозчики федерального уровня, компании с крупными автопарками зачастую отзываются о системе положительно. По их мнению, «Платон» не только помогает собрать средства на ремонт и восстановление дорожной сети, но и способствует обелению отрасли, выводу из тени недобросовестных перевозчиков. Впрочем, состояние дорог, по задумке создателей системы, всё-таки является приоритетом.
— «Платон», определенно, позволил повысить качество дорожно-транспортной инфраструктуры в стране. Причем эти изменения касаются не только федеральных трасс, но и дорог, а также мостов регионального уровня, – рассказала нам Ольга Федоткина, исполнительный директор Национального союза экспертов в сфере транспорта и логистики.
За 4 года работы система собрала и передала в дорожный фонд более 90 миллиардов рублей. На эти деньги были отремонтированы сотни километров федеральных трасс. Трансферты от системы помогли реконструировать крупные инфраструктурные объекты – например, Борский мост через Волгу в Нижегородской области и Ворошиловский мост через Дон в Ростове-на-Дону.
Если же говорить об обелении рынка, то эффективность «Платона» имеет обратную сторону. Дело в том, что незарегистрированные в системе перевозчики (среди которых – и нарушители, и те, кто ездит по региональным и муниципальным дорогам) тратят меньше денег на перевозку и могут предложить более низкий тариф. Белым «федералам» с такими предпринимателями конкурировать сложнее.
Президент ассоциации «Грузавтотранс» Владимир Матягин в беседе с Агентством городских новостей «Москва» рассказал, как недобросовестные перевозчики избегают оплаты проезда:
— Где-то включают, где-то выключают бортовое устройство «Платона», номера завешивают или устанавливают под углом, чтобы не было возможности зафиксировать номер автомобиля. Кто-то устройство не устанавливает в автомобиле. Много разных ухищрений сегодня присутствует. Собрав эту информацию, мы получили цифру, что только 30% перевозчиков на рынке оплачивает «Платон», и то не всегда.
Отсутствие тотального контроля со стороны государства за нарушителями создает для добросовестных участников рынка недобросовестную конкуренцию. Мы сегодня конкурируем за стоимость «Платона». Получается, что перевозчики находятся в разных положениях.
Похожая ситуация – с иностранными перевозчиками, которых сегодня за езду без бортового устройства даже не штрафуют.
— До настоящего времени так и не удалось решить проблему неуплаты тарифа недобросовестными иностранными перевозчиками, чьи действия создают неравные условия работы. В этом отношении необходима доработка механизма контроля за уплатой тарифа всеми без исключения участниками рынка, — отмечает Ольга Федоткина.
Для небольших компаний и индивидуальных предпринимателей польза «Платона» не так очевидна. Директор по коммерческим грузоперевозкам компании FM Logistic Дмитрий Колотильщиков в беседе с журналистами РБК+ отмечал, что затраты на «Платон» составляют от 4 до 6% затрат на перевозку. Для среднего и малого бизнеса эта доля весьма существенна.
Комментируя усилившуюся после внедрения системы нагрузку, перевозчики нередко говорят о тройном налогообложении: помимо «Платона» им приходится оплачивать транспортный налог и входящие в цену топлива акцизы. Недавно Торгово-Промышленная Палата республики Татарстан призвала провести аудит системы, чтобы выяснить, на что расходовались собранные ей средства.
— Аудит необходим, учитывая тяжелое вхождение этой системы. Ведь по прошествии времени можно было бы сказать, что вы зря возмущались, смотрите, какая от всего этого польза, – объяснил эту идею глава комитета по логистике и грузоперевозкам при ТПП РТ Сергей Сотников.
Цены в рост
Заместитель директора транспортной компании «ПЭК» Вадим Филатов уверен, что тарифы на грузоперевозки уже в феврале могут вырасти на 1-2%. При этом он отмечает, что не все перевозчики поднимут ставки – вероятно, некоторые компании решат оставить их на прежнем уровне, чтобы получить конкурентное преимущество.
Координатор ассоциации «Дальнобойщик» Валерий Войтко считает, что вслед за тарифом «Платона» вырастут цены на товары народного потребления.
— Любое обременение логистики автомобильного транспорта, пусть даже на небольшую сумму, оборачивается кратным повышением цен в торговых сетях. Дело в том, что для торгующих организаций это просто повод в очередной раз поднять цены. Мол, видите, снова «Платон» поднялся, вот всё и дорожает. Так происходит каждый раз, и будет снова, – объяснил эксперт в эфире «Радио 1».
Владимир Матягин, в свою очередь, повышения цен не ждёт:
— 16 копеек – это 160 руб. на 1 тыс. км. И крупный контрагент не захочет этого пересматривать. В данном случае более выгодные условия будут у недобросовестного перевозчика и частника, который не оплачивает «Платон». Перевозчик не сможет заложить заказчику в стоимость перевозки 16 копеек, это будет очень сложно сделать. Соответственно, это ляжет на перевозчика. Многие компании полагают, что лучше бы на 2-3 руб. сразу подняли. На потребителе эта индексация не отразится. Когда ввели «Платон» ритейлеры уже подняли цены на эти 2-3 руб. за 1 км., – отмечает президент «Грузавтотранса».
Стоит отметить, что реальная доля платы за проезд по федеральным трассам в стоимости товаров народного потребления сравнительно невелика и по данным «Коммерсанта» составляет от 0,3% (для недорогого продовольствия) до 0,08% (для бытовой техники и других дорогостоящих товаров), поэтому повышение ставки на 8% серьёзного влияния на цены оказать не должно – если, конечно, не сыграет свою роль спекулятивный фактор.