Драйверы роста. Что будет двигать рынок грузоперевозок в 2020 году
На российский рынок грузоперевозок влияют не только внутренние процессы, но и экономические и законодательные изменения в других странах. В 2020 году ведущие игроки отрасли не ожидают большого роста, но прогнозируют массу прогрессивных перемен .
Вячеслав Валентик, генеральный директор АО «РЖД Логистика», в своем прогнозе для «РБК Pro» развития рынка транспортно-логистических услуг в 2020 году выделил пять важнейших трендов. Среди них:
развитие логистического аутсорсинга;
рост рынка агрологистики;
развитие рынка складов временного хранения в регионах;
ускорение доставки грузов из Азии;
сокращение китайских субсидий.
Дав в целом позитивный прогноз, он отметил, что в 2019 году рынок транспортно-логистических услуг в России замедлил темпы роста и отрасль столкнулась со снижением объема коммерческих перевозок грузов. Некоторые эксперты отрасли отметили те же тенденции, а также рассказали о других важных трендах, которые получат развитие на рынке грузоперевозок и транспортно-логистических услуг в 2020 году.
DHL: «Экспортеры смогут применять 0% НДС»
Анна Клинскова, вице-президент по продажам и маркетингу компании DHL Express в России:
«В 2020 году мы ожидаем позитивной динамики развития отрасли экспресс-доставки. Это следствие улучшения экономической ситуации в стране в целом и более активной реализации национальных проектов.
Основной драйвер роста в сегменте внутрироссийской экспресс-доставки — по-прежнему интернет-торговля.
Вместе с тем в 2020 году, по нашим оценкам, некоторый рост покажет и сегмент b2b. Темпы роста международной экспресс-доставки в 2020 году сохранятся прежде всего благодаря росту импорта в условиях стабильного рубля, а также экспорта российской продукции.
Объем доставки документов в международном сообщении продолжит снижаться, эти объемы будут замещаться грузами. Самым многообещающим сегментом бизнеса выглядит экспортная доставка российских интернет-магазинов.
Благодаря усилиям ряда крупных игроков рынка экспортно ориентированной торговли, а также огромной работе со стороны Российского экспортного центра (РЭЦ) удалось добиться внесения поправок в Налоговый кодекс. Это позволит российским розничным экспортерам с апреля 2020 года применять 0% НДС при продаже товаров зарубежным покупателям (подтвердить правомерность этого компании могут максимально просто благодаря электронному обмену данными между таможенными, налоговыми органами и экспортерами). Это огромный прорыв, который, на наш взгляд, позволит экспортной электронной торговле в России выйти на новый уровень и будет способствовать развитию несырьевого экспорта из России.
Также в 2020 году должно быть введено электронное декларирование для экспресс-грузов, которые пока оформляются по реестру на бумаге. Как мы ожидаем, это позволит ускорить совершение таможенных операций и, соответственно, выпуск и доставку грузов нашим клиентам».
ПЭК: «Реформы таможни ведут к укрупнению компаний на рынке международных перевозок»
Вадим Филатов, заместитель директора транспортной компании «ПЭК»:
«Рынок внутрироссийских перевозок несырьевых товаров определяется температурой роста российской экономики. Прогноз роста экономики России в 2019 году — около 1%. Согласно макропрогнозу Организации экономического сотрудничества и развития, в 2019 году мировой ВВП вырастет лишь на 2,9%. Это самый низкий показатель с 2008–2009 годов.
В таких условиях обостряется конкуренция на рынке, как качественная, так и ценовая. Это заставляет российские транспортные компании обращать больше внимания на свои возможности работать на рынке экспорта логистических услуг. Его объем сегодня составляет около $15 млрд (сопоставимо с экспортом российского вооружения). К тому же президент РФ поставил задачу увеличить объем российского экспорта до $250 млрд.
На международные перевозки также влияют усилия по выводу из тени импортных поставок. План мероприятий по реформированию системы таможенных органов, утвержденный Минфином России, предусматривает увеличение до 95% доли деклараций на товары (ДТ), зарегистрированные в центрах электронного декларирования (ЦЭД). Это принципиальная смена формата взаимодействия с таможенным органом, в соответствии с которой декларация подается электронно и удаленно. Рассматривает декларацию инспектор ЦЭД. Личный контакт декларанта и таможенного представителя с инспектором в этой схеме исключен.
Переход на удаленную схему декларирования постепенно изменит и рынок международных перевозок, так как пропадает ценность «отношений» с инспектором на конкретном посту. В новой системе становится не важным, на каком посту, в каком регионе производится декларирование, и это позволяет клиентам выбирать альтернативные логистические маршруты для импорта. Это должно привести к дальнейшему процессу укрупнения игроков на рынке международных перевозок. Мелкие экспедиторы будут сдавать свои позиции, число компаний на рынке будет сокращаться. За долю поборются крупнейшие транспортные игроки. В результате через несколько лет на рынке международных перевозок произойдет то же, что и в других сферах, его большую часть будут занимать два-три лидера.
Государство последовательно борется с серым импортом. С 1 декабря 2019 года введена обязательная маркировка обуви и ряда других товаров, что направлено в том числе на борьбу с контрабандным товаром. Экспедиторские компании, которые строили свое конкурентное преимущество на различных видах оптимизации стоимости таможенного оформления, уже сегодня теряют позиции. Это открывает новые возможности для нашей компании, которая предлагает логистические услуги с белым таможенным оформлением на контракт клиента».
FESCO: «Потребители и предприниматели становятся увереннее»
Максим Шишков, начальник отдела стратегического маркетинга транспортной группы FESCO:
«Если говорить о мировом контейнерном рынке, то темп его роста в 2020 году будет несколько выше, чем в текущем году.
Но важно также отметить большое количество рисков, которые могут повлиять на развитие отрасли. Среди них:
замедление производства в странах — участницах Организации экономического сотрудничества (ОЭСР);
усиление протекционистских мер в ряде стран;
дальнейшее замедление роста экономики Китая;
продолжение торговой войны между США и Китаем;
вступление в силу новых требований Международной морской организации (с 1 января 2020 года будет запрещено использование судового топлива с содержанием серы более 0,5%, что окажет негативное влияние на рентабельность отрасли).
Темпы роста российского контейнерного рынка, по нашим оценкам, останутся на уровне 2019 года. Ожидаем рост 7%. С одной стороны, прогнозы по ключевым макропараметрам экономики России в 2020 году более позитивны, чем в 2019 году, что предполагает рост предпринимательской и потребительской уверенности и, как следствие, прирост контейнерного рынка в импортном направлении. С другой стороны, бум транзита через Россию на направлении Китай — Европа был пройден в 2018–2019 годах. Мы уже фиксируем замедление темпов роста перевозок экспорта из России в КНР. Во-первых, из-за сокращения дотаций Китая на транспортировку. Во-вторых, из-за снижения спроса со стороны потребителей этой страны. Но мы ожидаем роста грузопотока на относительно новом транзитном направлении — из Японии и Республики Корея в Европу.
Также не стоит забывать, что российский контейнерный рынок — развивающийся. На нем много рисков и неопределенностей. В текущих условиях отраслевые игроки должны больше вкладываться в качество услуг и уделять внимание долгосрочному развитию».
ПГК: «Крупные компании готовы отдавать часть функций на аутсорс»
Пресс-служба ПГК (Первая грузовая компания):
«Одна из ключевых тенденций, которые будут определяющими на рынке в 2020 году, — профицит парка грузовых вагонов и контейнеризация перевозок.
Еще один тренд — крупные производственные компании готовы делегировать функционал по построению цепей поставок, внутренней логистике и обеспечению процесса перевозки на аутсорсинг. Это дает развитие 3PL- и 4PL-операторам (3PL — организация работы логистической компании по предоставлению полного комплекса услуг: от доставки до управления заказами, иными словами — логистический аутсорсинг; 4PL — то же самое + управленческая логистика. — «РБК Pro»). Эта тенденция впервые проявилась пять лет назад и сейчас набирает обороты. Железнодорожным компаниям необходимо наращивать компетенции, развивать связи с представителями других направлений логистики и грузоперевозок, чтобы соответствовать ожиданиям заказчиков.
Из всего этого неизбежно вытекает необходимость развития ИТ-технологий, которые позволяют улучшить внутренние бизнес-процессы, повысить эффективность работы парка, ускорить взаимодействие с клиентами».