На пороге больших перемен. Что ждёт перевозчиков в 2020 году
Наступающий год обещает быть богатым на события. Перевозчики ждут усиления весового контроля, роста тарифа системы «Платон» и других важных изменений.
Пожалуй, самым резонансным событием уходящего года стало распространение режима труда и отдыха на физических лиц, владеющих грузовым транспортом. Были, конечно, и другие важные новости – например, повышение тарифа системы «Платон» или вынесение на рассмотрение Госдумы законопроекта о реестрах перевозчиков. Однако изменения в тахографическом законодательстве стали наиболее обсуждаемыми, что неудивительно: по данным РТИТС, более 60% грузовиков в России принадлежит физическим лицам.
В 2019 году правительству удалось справиться с одной из главных проблем предыдущего года – ростом цен на топливо. Недавно вице-премьер Дмитрий Козак заверил журналистов, что предпосылок для серьёзного подорожания топлива в обозримом будущем нет.
Однако в новом году расходы перевозчиков всё-таки увеличатся – вместе с тарифом «Платона», размерами штрафов и ставкой утилизационного сбора.
Тариф «Платона» вырастет
С 1 февраля 2020 года проезд по федеральным трассам станет дороже на 16 копеек. Решение о повышении тарифа до ₽2,20 за километр было принято летом этого года. В следующий раз тариф системы будет проиндексирован в феврале 2021 года.
Июльское повышение тарифа перевозчики встретили без особого энтузиазма. Представители крупных компаний, однако, отметили, что информация о датах грядущих индексаций позволяет им заблаговременно учитывать издержки при планировании расходов.
Сегодня отраслевые организации предлагают освободить от «Платона» газомоторные грузовики, но пока эта инициатива находится на стадии обсуждения. В будущем году обсуждения будут продолжаться, но их реализация маловероятна: льготы для владельцев ГМТ не поддерживает Минтранс. И эта позиция, в целом, логична – ведь изначально «Платон» создавался для компенсации ущерба, наносимого дорогам тяжелыми грузовиками, а газомоторный транспорт портит дорожное покрытие не меньше, чем любой другой.
АСВГК продолжит расширяться
В наступающем году на российских дорогах станет больше автоматических пунктов весового контроля. На федеральных дорогах должно появиться около 10 новых комплексов, а на региональных – не менее 50.
Судьба весов на федеральных трассах зависит от концессионного соглашения на развертывание системы, которое до сих пор не подписано. Вполне возможно, что в 2020 году концессионер федеральной АСВГК наконец определится. Среди претендентов – оператор «Платона», компания РТИТС и «Ростелеком».
Штрафы за перегруз станут фиксированными
Сегодня размеры штрафов за превышение общей массы или осевой нагрузки для физических и юридических лиц сильно различаются: «физики» платят в десятки раз меньше, чем предприниматели. Кроме того, у штрафов есть «вилки» – минимальные и максимальные значения. В будущем штрафы за перегруз уравняют: их будут взыскивать с владельцев ТС вне зависимости от формы собственности, а «вилка» исчезнет – суммы станут фиксированными. Новый размер штрафов уже определён:
Перегруз на 2-10% — ₽100 тыс.;
10-20% — ₽250 тыс.;
20-50% — ₽350 тыс.;
более 50% — ₽400 тыс.
Соответствующий законопроект принят в первом чтении. В том, что рано или поздно он будет подписан президентом, сомневаться не приходится – на уравнивании физических лиц и предпринимателей настаивает Конституционный суд. Но дата остаётся неопределенной: изменения могут вступить в силу в 2020 году, а могут и в 2021 – вместе с новой редакцией КоАП.
Весовой контроль могут ужесточить
Осенью 2019 года представитель Минтранса сообщил, что в скором времени весогабаритный контроль на федеральных трассах будет передан Ространснадзору (в регионах им займутся местные органы исполнительной власти). Соответствующий законопроект был вынесен на рассмотрение правительства.
В своё время Ространснадзор значительно ужесточил контроль над перевозчиками, игнорирующими систему «Платон» и повысил собираемость штрафов за неоплату проезда по федеральным трассам. Вполне вероятно, что и в случае с весогабаритным контролем служба может серьёзно «закрутить гайки».
Впрочем, принятие этого законопроекта в 2020 году также находится под вопросом: в Минэкономразвития транспортному ведомству порекомендовали не торопиться и рассмотреть возможность ввести планируемые изменения вместе с новой редакцией КоАП.
Физлиц начнут штрафовать за отсутствие тахографов
Минтранс предоставил физическим лицам, владеющим грузовым транспортом, отсрочку на установку тахографов. В будущем году её сроки подойдут к концу. Напомним, что они привязаны к экологическому классу транспортных средств.
Грузовики массой более 12 тонн должны быть оборудованы тахографами:
До 1 марта 2020 года – если их экологический класс не определен;
До 1 июня 2020 года – если их экологический класс Евро-3 или ниже;
До 1 сентября 2020 года – если их экологический класс Евро-4 или выше.
Среднетоннажные (от 3,5 до 12 тонн) грузовики, экологический класс которых не определен, должны быть оснащены тахографами до 1 декабря 2020 года.
Новые грузовики подорожают
Это – неизбежное последствие повышения ставки утилизационного сбора. В сегменте грузового транспорта самым резким будет рост ставки для ТС категории N2 (от 12 до 20 тонн) – она поднимется на 66,8%. Производителям, заключившем СПИК (специнвестконтракт), правительство компенсирует часть расходов, но ожидается, что в наступающем году объём господдержки будет невелик. Это означает, что повышение цен на новые тягачи практически неизбежно.
Перевозчикам и экспедиторам могут разрешить страхование ответственности
Сегодня законодательство не предусматривает страхования ответственности перевозчиков и экспедиторов. При этом недобросовестные страховщики её всё же страхуют, берут с предпринимателей деньги, а затем – при наступлении страхового случая – отказывают в выплатах, ссылаясь на букву закона.
Законопроект, который сделает такой вид страхования легальным, уже прошел первое чтение в Госдуме. Вполне возможно, что в следующем году он будет принят.
Экзамены усложнят, а медкомиссия подорожает
С 1 октября 2020 года изменятся экзамены в ГИБДД: «площадку» и «город» объединят в одно испытание. Инспектор получит возможность потребовать выполнения характерного для «площадки» элемента в городских условиях. Количество вопросов на теоретическом экзамене увеличится. Кроме того, у «заваливших» экзамен учеников появится возможность обжаловать результаты тестирования.
Получить медсправку также станет сложнее: с 1 июля к стандартным процедурам добавятся анализы на хронический алкоголизм и употребление наркотиков. Новации должны были вступить в силу в ноябре 2019 года, однако тогда президент Путин подверг эту инициативу критике, указав на высокую стоимость анализов. Минздрав пообещал решить этот вопрос.
Короткой строкой
Уже с первого января 2020 года покупатели новых автомобилей смогут поставить их на учет «не отходя от кассы», в дилерском центре. Кроме того, номерные знаки теперь можно будет заказать самостоятельно, у частной организации. Ранее планировалось полностью отдать выдачу номеров в руки частников, однако не во всех регионах России нашлись предприниматели, решившие заняться торговлей номерными знаками.
1 ноября 2020 года Россия должна перейти на электронные ПТС. Если дата не будет сдвинута (а её не раз сдвигали в прошлом), то начиная с этого дня владельцы транспорта будут получать только электронные паспорта; бумажные документы выдаваться уже не будут. ПТС на старые автомобили силу, конечно, не утратят: их можно будет оставить в прежнем виде или обменять на новые.