«Это не работа, а безумие»: рассказ писателя, ставшего дальнобойщиком
Чтобы узнать о дальнобойщиках всё, американский писатель сам решил сесть за руль большегруза.
Писатель и социолог из Джорджии Стив Вичелли заинтересовался автомобильными грузоперевозками и решил написать книгу о жизни дальнобойщиков. Изучив эту отрасль от и до, взяв множество интервью у бывалых водителей и логистов, мужчина понял, что взгляд со стороны не всегда объективен. Недолго думая, он отправил резюме в одну из транспортных компаний.
— Нельзя понять, что значит водить грузовик, просто поговорив с водителем. Я хотел сам пройти через это, – объясняет свой поступок писатель.
Транспортная компания согласилась принять Вичелли на работу и оплатила ему получение коммерческой лицензии. Вскоре новоиспеченный дальнобойщик приступил к работе. Американцу удалось испытать на себе все прелести сложной и опасной профессии. В рейсах он часто беседовал с коллегами, не скрывая своих целей, и брал у них интервью.
Писатель опасался, что водители, узнав о его целях, не захотят с ним разговаривать, но опасения были напрасными. Встречавшиеся в пути дальнобойщики охотно говорили о своей жизни и работе.
— Водителям есть, о чем рассказать, — отмечает Вичелли. – Я брал у них интервью практически каждый день. Однажды я разговорился с коллегой на стоянке, и наш разговор привлек внимание других водителей. Вскоре я оказался окружен десятком дальнобойщиков, каждый из которых хотел рассказать свою историю. Это было весело!
Врагу не пожелаешь
Получив реальный опыт работы в дальнобое, Стив Вичелли осознал, насколько непроста эта работа.
— Далёким от грузоперевозок трудно это понять, – рассказывает писатель. – Для большинства водителей в порядке вещей работать 80 или даже 100 часов в неделю. Люди думают, что это не работа, а безумие! Вы находитесь в какой-то глуши и работаете по 14 часов в день, потому что… а почему бы и нет?
Работодатель иногда напоминает вам, что нужно отдыхать. Но лучше проехать 4-5 часов сверх нормы и ночевать дома, чем жить еще одни сутки на тракстопе!
Писатель быстро осознал, что работа в грузоперевозках не для него.
— Отработав водителем полгода, я начал понимать, что долго не продержусь, – рассказывает Вичелли. – Причем водить грузовик, конечно, было непросто, но еще сложнее было слушать эмоциональные рассказы дальнобойщиков, которые работали в этой отрасли 25 лет и более. Эти рассказы чаще всего были совсем невесёлыми. Многие водители признавались, что их семьи разрушились из-за этой работы. Один дальнобойщик рассказал, что не знает, где сейчас живут его дети. У мужчины был свой грузовик, и он был довольно успешным предпринимателем, но работал практически без выходных: приходил домой в субботу вечером и спал всё воскресенье, чтобы утром в понедельник снова отправиться в рейс. А жена хотела, чтобы он проводил больше времени с ней и детьми. Не удивительно, что в итоге она от него ушла.
Удивительно, но для многих водителей, с которыми беседовал писатель, размер зарплаты не имел большого значения.
— Большинство водителей говорили мне, что никогда не выбрали бы эту профессию снова и никому бы её не советовали. Один дальнобойщик объяснил это так:
«Хочешь стать дальнобойщиком? Вперёд! У тебя никогда не будет девушки. Зато у тебя будет легковая машина, на которой тебе некогда будет ездить и дом, в котором ты будешь бывать от силы один день в неделю»
За кулисами экономики
Конечно, писатель нашел в своей новой работе и положительные стороны.
— Научиться водить огромный грузовик это настоящее достижение, – рассказывает он. – Поэтому я горжусь собой. Освоить вождение хотя бы до базового уровня уверенности и безопасности – это круто! Теперь у меня есть коммерческая лицензия, и когда я за рулём, а моя жена начинает переживать из-за скорости, я могу сказать: эй, я профессиональный водитель! У меня даже корочка есть!
При этом писатель отмечает, что работа дальнобойщика неразрывно связана с риском.
— Водить большегруз здорово, но очень страшно. Ты проводишь за рулём сотни часов в месяц и постоянно видишь несчастные случаи и их последствия. Ты знаешь, машина весит почти 40 тонн. Если в моей полосе вдруг появится кто-то другой, я смогу лишь нажать на тормоз, но остановлюсь далеко не сразу.
Занимающийся преподавательской деятельностью, писатель и сам был рад узнать много нового.
— Когда вы возите грузы, вы видите, как работает экономика, откуда берутся товары и куда они идут. Подгузники для детей или пиво в стеклянной таре – неважно. Вы видите физическое движение товаров, о котором потребители даже не догадываются. Как будто бы заглядываете за кулисы экономики.
Вичелли также узнал, что работа водителя отнюдь не полезна для здоровья.
— Дальнобойщики спят в грузовиках, и это довольно удобно. Но иногда рейсы длятся до 3 недель и даже больше. Представляете, каковы последствия жизни в грузовике? Вы всегда находитесь рядом с дизельным топливом – и во время работы, и во время отдыха на тракстопе, где стоят сотни других машин. Я не осознавал этого, но однажды вернулся домой, снял с себя одежду, принял душ и лег спать. Утром я зашел в ванную и запах солярки буквально сбил меня с ног! Им пропиталась вся моя одежда. А еще работа водителя имеет долгосрочные последствия для здоровья. Вредная еда на тракстопах, нарушения сна, минусы сидячей работы: высокий риск ожирения, сердечно-сосудистых заболеваний, диабета. С этим сталкиваются все без исключения водители, потому что они буквально живут в проклятых машинах неделями! И такая жизнь, к сожалению, чревата серьёзными последствиями.