Мастерским реестры не грозят: законопроект о тахографическом контроле готовят к первому чтению
Реестр мастерских, занимающихся установкой, ремонтом, техническим обслуживанием и пр. тахографов пока создавать не будут. Государственная Дума в ноябре отклонила законопроект, который предусматривал введение системы допуска для таких организаций .
В среду, 18-го декабря, в нижнюю палату парламента поступил новый законопроект о тахографическом контроле, однако из него положения о реестре мастерских уже исключены.
Напомним: прежний законопроект предлагал ввести аккредитацию для мастерских, выполняющих все виды работ, связанных с оснащением транспортных средств тахографами (монтаж, активация, ремонт, техническое обслуживание, замена блока СКЗИ и пр.).
С этой целью под ведением Министерства транспорта должны были создать специальный реестр, куда бы мог попасть только тот сервисный центр, который отвечает всем установленным требованиям. Среди них — наличие лицензии на работу с криптографическими средствами, наличие в собственности помещений и земельного участка, а также технологического оборудования, наличие в штате хотя бы одного сотрудника с соответствующей квалификацией.
При этом сервисный центр должен был бы в обязательном порядке пройти не только документарную, но и выездную проверку. Только после их положительного заключения мастерскую могли бы включить в реестр, за вход в который, кстати, нужно было бы заплатить государственную пошлину.
При выявлении в течение года минимум двух случаев нарушения требований к деятельности сервисного центра, его допуск был бы аннулирован.
Создание реестра мастерских, как заявлялось, должно было бы облегчить положение перевозчиков. Сейчас сервисные центры, по сути, не несут никакой ответственности за некачественно оказанные услуги, и нередко происходит так, что владелец транспортного средства, уже заплативший за установку тахографа, должен тратиться на повторные работы без гарантии, опять-таки, что и они будут выполнены на должном уровне.
Таким образом, с созданием реестра уже не перевозчику пришлось бы самостоятельно решать, насколько добросовестной является та или иная мастерская. Этот выбор взяло бы на себя государство.
Сейчас на сайте Росавтотранса можно найти перечень мастерских, работающих с тахографами. Однако это просто перечень, включение в который не предполагает строгой системы допуска.
В то же время допуск к тахографической деятельности все равно есть: сервисные центры, которые, в частности, специализируются на установке, активации, замене, ремонте и т.п. блока СКЗИ тахографа, обязательно должны иметь лицензию ФСБ на работу с криптографическими средствами. Однако такая лицензия не требуется, если мастерская, например, осуществляет ремонт тахографа с исправным блоком.
Прежний законопроект, кроме того, предусматривал создание реестров, куда бы в том числе включались сведения о каждом изготовленном тахографе и каждом блоке СКЗИ.
Таким образом с перевозчика сняли бы и риск приобретения некачественного устройства или несоответствующего требованиям российского законодательства.
Сейчас на сайте Росавтотранса можно найти перечни тахографов, блоков СКЗИ и карт, однако в них перечислены только модели, которые можно использовать на территории России, а не конкретные единичные устройства.
Тем не менее законопроект с такими новшествами Государственная Дума отклонила. В заключении Комитета по транспорту и строительству, в частности, сказано, что в документе не учитывается, что возложение дополнительных функций на Министерство транспорта потребует штатных и организационных «перестроений», а также технического дооснащения, а это, естественно, повлечет расходы из федерального бюджета, источники которых не указаны.
Кроме того, введение пошлины за включение в реестр мастерских означает появление нового налогового платежа, в то время как законопроект никаких изменений в Налоговый кодекс не вносит.
Документ поручили доработать, однако в доработанном виде из него просто исключили все спорные моменты.
Правда, он все равно предусматривает создание информационной системы тахографического контроля (ИСТК), куда будут поступать данные с тахографов о времени управления транспортным средством и времени отдыха водителя, маршруте транспортного средства, а также сведения об установленных тахографах, полученные от мастерских, выданных картах и пр.
Вместе с тем в комментариях порталу «Грузовики и дороги» заместитель руководителя аппарата Комитета по транспорту и строительству Сергей Дергунов объяснил, что внесение законопроекта в таком урезанном виде вовсе не означает, что именно таким он и будет принят. По словам депутата, сейчас самое главное — чтобы документ, в принципе, допустили к первому чтению, после чего в него будут вносить доработанные изменения.