Вход – бесплатный, выход – банкротство
Законопроект о реестрах хотят изменить: включение в реестр может стать бесплатным, но перевозчиков обяжут указывать собственников транспортных средств.
Продвижение законопроекта о реестрах забуксовало, и до конца текущего года рассмотрен он, по всей видимости, не будет, однако в профессиональной среде не утихают споры. Кто-то считает, что реестры помогут сделать отрасль прозрачной, а кто-то уверен, что единственным итогом их введения станет усиление нагрузки на бизнес.
10 декабря Межотраслевой экспертный совет (МОЭС) направил в Минтранс предложения по изменению текущей версии законопроекта.
Участники совета считают необходимым:
— Обязать перевозчиков вносить в реестр сведения о владельцах транспортных средств.
— Обязать владельцев ТС иметь в штате ответственных специалистов, занимающихся организацией грузоперевозок. При этом предлагается установить законодательные требования, которые будут регламентировать подготовку таких специалистов.
— Сделать реестр бесплатным для всех без исключения перевозчиков. По мнению МОЭС, обеление рынка принесёт бюджету дополнительные средства, поэтому брать с перевозчиков деньги не обязательно.
— Определить наказание для предпринимателей, не включенных в реестр. Текущая версия законопроекта предусматривает административную ответственность для перевозчиков, на включенных в реестр, но продолжающих коммерческую деятельность. Форма этой ответственности до сих пор не определена. МОЭС предлагает проработать этот вопрос.
— Возложить обязанность по контролю за соблюдением требований законопроекта на государственные надзорные органы. Напомним: законопроект предполагает, что для внесения в реестр перевозчику придётся подтвердить свою финансовую состоятельность и профессиональную надёжность. Какая организация будет собирать эти данные – пока неизвестно.
Говоря о санкциях для нарушителей, участники МОЭС отмечают, что главным сдерживающим фактором должны стать репутационные риски.
По мнению экспертов, открытость реестра позволит грузовладельцам и грузополучателям оперативно отслеживать информацию о перевозчиках. Компания, выбывшая из реестра в связи с каким-либо нарушением, потеряет контрагентов. А можно ли представить худшее наказание для перевозчика?
— Нарушитель лишится заказчиков, что равносильно закрытию бизнеса, — приводит текст обращения портал «Грузовики и дороги».
При этом в МОЭС подчеркивают, что у исключенного перевозчика должна быть возможность вернуться в реестр после устранения нарушений. Впрочем, порядок возвращения пока не определен.
В целом же участники совета отмечают, что законопроект требует тщательной доработки. Если он будет принят в текущем виде, негативных последствий не избежать. Определенные риски сохранятся и после доработки: даже если включение в реестр будет бесплатным, административная нагрузка на перевозчиков всё равно усилится. Для небольших компаний и индивидуальных предпринимателей она будет особенно ощутимой, что может привести к повышению напряженности среди участников рынка.
К тому же, в МОЭС не исключают возможности возникновения коррупционной составляющей, если механизм принятия решения о внесении или исключении перевозчиков из реестра будет недостаточно прозрачным.
Однако, по мнению экспертов, овчинка всё-таки стоит выделки: создание и ведение реестров позволит обелить рынок, благотворно отразится на отрасли перевозок и российской экономике в целом и принесёт в госбюджет дополнительно до 100 млрд рублей.
В заключении авторы обращения предлагают провести совещание с участием представителей Минтранса, ФНС, Комитета Госдумы по транспорту и строительству (именно он занимался разработкой законопроекта) и профессиональных объединений. В ходе этой встречи они предлагают обсудить будущее законопроекта и текущие проблемы отрасли, а также выработать меры для её обеления.