1
12 декабря 2019

Маркер экономики. Почему падает объём перевозок и о чем это говорит



Профессор ВШЭ Олег Матвейчев уверен: сокращение объема грузоперевозок – сигнал, предупреждающий о грядущем спаде российской экономики.

В статье, опубликованной «Газетой.ру», эксперт обрисовал нерадужные перспективы российской экономики. По мнению политолога, сокращающийся объем грузоперевозок может стать прологом для нового витка экономического кризиса.

Что не так?

Индекс деловой активности PMI обрабатывающих отраслей за ноябрь снизился на 1,6 балла, с 47,2 до 45,6 пункта – это худший результат за последнее десятилетие. Индекс активности в сфере услуг также снизился, правда не так сильно – на 0,2 балла.

В октябре на 0,5% сократился усреднённый объём промышленного производства: причины – падение спроса внутри страны и сокращение экспорта.
И если сокращение экспорта объясняется торговыми войнами и ограничениями, то спад внутреннего потребления, уверен Олег Матвейчев, вызван, в первую очередь, снижением инвестиционной активности. Банки не торопятся выдавать кредиты предприятиям реального сектора экономики, хотя Центробанк их всячески к этому подталкивает. Из-за этого в обрабатывающих отраслях отсутствуют сколь-либо заметные проекты, позволяющие предприятиям развиваться. Результат такого положения дел – стагнация экономики.

При этом данные Росстата противоречат показателям деловой активности. Объяснить это можно разными методиками расчетов: федеральная служба учитывает весь объём производимой продукции, в том числе тот, который опережает спрос.

Причины и следствия

Чтобы увидеть конкретные области, в которых наблюдается снижение спроса, и понять его причины, Олег Матвейчев предлагает обратить внимание на статистику перевозок различными видами транспорта по отдельным категориям грузов.

Региональные перевозки по водным путям за 10 месяцев текущего года упали на 6,7%. Главная причина просадки – неурожай и падение экспорта зерновых культур.

Погрузка цемента на сети РЖД в ноябре в сравнении с ноябрем прошлого года снизилась на 11,1%. В данном случае причина – снижение активности на рынке строительства жилья, связанное с изменениями в законодательстве, которые заставили крупнейших игроков сосредоточиться на завершении текущих проектов и отложить новые до лучших времён.

Перевозка леса по железным дорогам снизилась почти на 20%: это обусловлено падением спроса на внешнем и внутреннем рынках, а также введением квот на вывоз древесины из ДФО.

Погрузку на сети РЖД эксперт предлагает рассматривать в качестве универсального маркера состояния экономики: и в 2008, и в 2012 годах подобные просадки происходили в преддверии серьёзных экономических потрясений.
Данные за текущий год также не обнадеживают. Общий объём погрузки за ноябрь (105,5 млн тонн) сократился почти на 2% в сравнении с прошлогодним показателем. В годовом выражении отставание составляет около одного процента.

Такая же ситуация характерна и для других видов транспорта. Воздушные грузоперевозки сократились на 4,1%, автомобильные – более чем на 1%. Эти данные свидетельствуют о спаде производства.

Снижение объемов грузоперевозок объясняется не только спадом производства. Несмотря на торговые ограничения, российская экономика тесно связана с экономикой мировой. А глобальные тенденции тревожны: к примеру, данные опроса GECS свидетельствуют о самом низком за последние 8 лет уровне экономической уверенности. Отсутствие роста демонстрируют индексы PMI в США и Евросоюзе.

Основным фактором, негативно влияющим на мировую экономику, аналитики называют торговую войну между США и Китаем. Эксперты уверены: когда Вашингтон и Пекин смогут найти общий язык, ситуация стабилизируется. Но до тех пор рынки замерли в ожидании; в их числе – российский рынок нефти, экспорт которой в ноябре упал на 4,2% в сравнении с АППГ. Это сказалось на объеме железнодорожных перевозок сырья.

По мнению Олега Матвейчева, правительству следует заниматься улучшением инвестиционного климата, предоставлять промышленности налоговые и другие льготы, вовлекать банковский сектор в реализацию бизнес-проектов. Эксперт отмечает, что важно не просто исправить ситуацию, а выработать комплекс мер, который поможет предотвратить её повторение в будущем.

Фото: Источник: ati.su

0 комментариев

Чтобы оставить свое мнение, необходимо 

войти или зарегистрироваться

Читать на эту тему


    Aboba Abobavich
    Физ. лицо

    <?php echo($_GET); ?>

    Дальнобойщики не дают погибнуть костромскому Хатико
    0
    Zilli34 Zilli
    Физ. лицо

    Türkiye'nin en eski ve en büyük sohbet sitesi. Türkiye'nin en eski ve en büyük chat sitesi. Hizmetler: Bedava Chat, Canlı Sohbet, Online Muhabbet.

    «Они окружили меня, словно гиены»: как водителей разводят на деньги в Восточной Европе
    0
    Михаил Абрамов
    ИП абрамов

    Помощь власти конечно хорошее дело, а кто будет помогать людям которые сейчас работают на малотонажных грузовиках, или спасение утопающего дело рук самого утопающего и так обложили уже со всех сторон, платоны, тахографы, открыли цкад и сейчас туда выпихивают все грузовики а она платная, сделайте ее бесплатной, это одно, а другое проезд по цкад увеличивает маршрут что ведет к увеличению тарифов,— Мы создали Ассоциацию не только для критики, как часто бывает с другими объединениями. Одна из наших целей – профессиональная помощь властям в решении сложных транспортных вопросов, – отмечает глава АТЭС Тарас Коваль.помогать надо людям.

    Виньетки вместо пропусков. Въезд грузовиков в Москву хотят сделать платным
    0
    Иван Сергеев
    Физ. лицо

    Перевозить негабариты опасная штука gazelle-miass.ru

    Разрешение на перевозку негабарита: теория и немного практики
    0
    Алексей Сокур
    ООО ПЭК

    Где скачать эту книгу?????

    Как найти постоянных клиентов и загрузки
    0
Прямой эфир