Каждый – на вес золота. Перевозчики увеличивают расходы из-за нехватки водителей
Дефицит дальнобойщиков обернулся для транспортных компаний новыми издержками.
Нехватка профессиональных водителей – проблема распространенная: с ней сталкиваются перевозчики как на Западе, так и в странах третьего мира. В России она выражена не так сильно, как, например, в США, где корпорации теряют сотни миллионов долларов из-за дефицита дальнобойщиков, однако и у нас перевозчики всё чаще увеличивают расходы для привлечения и удержания водителей.
Времена уже не те
Одна из главных причин нехватки водителей – отсутствие интереса к профессии среди молодежи. Это характерно как для России, так и для других стран.
— На мой взгляд, дефицит водителей в сфере грузоперевозок связан, прежде всего, с отсутствием уважительного, особого отношения к людям данной профессии, – рассказывает начальник отдела кадров ТК «Лидертранс» Ирина Свинухова. – В недалеком прошлом водители, осуществляющие грузоперевозки на дальние расстояния, стояли особняком, пользовались авторитетом и уважением. В силу различных обстоятельств их работа признавалась более привилегированной, попасть в профессию могли не все, поэтому сотрудник ценил свое место работы, стремился совершенствоваться, ответственно относился к выполняемой работе.
Другая причина непопулярности профессии – тяжелые условия труда, и в первую очередь, необходимость проводить долгое время вдали от дома.
Водителям часто приходится перерабатывать: режим труда и отдыха соблюдается не во всех компаниях, а в некоторых регионах его соблюдение невозможно из-за элементарного отсутствия стоянок.
Нерегулярное питание, проблемы с гигиеной, высокий уровень стресса, обусловленный плохими дорогами и напряженной дорожной обстановкой дополняются снизившимися в валютном выражении зарплатами.
Сегодня средняя зарплата водителя категории Е (₽69 тысяч по данным агрегатора trud.com) значительно превышает среднюю зарплату по стране (₽36,8 тысяч в 2018 году по данным Росстата). Но даже этот существенный фактор не перевешивает многочисленные минусы профессии, утратившей былую привлекательность.
В дальнобой идут одни старики
— Проблема нехватки водителей категории E стоит ужасно остро. Обновления водительского состава практически нет, а средний возраст водителя стремительно растёт, – рассказывает председатель Межрегионального союза водителей-профессионалов (МПВП) Александр Котов. – Кому из молодежи захочется работать по 14-16 часов в сутки, получать 50-60 тысяч рублей и быть оторванным от семьи?
При этом водителей старше 50 перевозчики принимают неохотно; в результате снижение интереса к профессии среди молодежи усугубляется нежеланием работодателей нанимать возрастных сотрудников.
Эксперты уверены: в ближайшее десятилетие ситуация будет ухудшаться, и до 2030 года дефицит водителей будет нарастать.
Стоит отметить, что в Центральной части России и на Северо-Западе проблема нехватки водителей стоит особенно остро. По мнению Александра Котова, это обусловлено развитым рынком труда в экономически развитых регионах, где соискателям легче найти работу: профессия водителя здесь особенно непопулярна. В провинции же люди активно идут в грузоперевозки из-за отсутствия других оплачиваемых вакансий.
Учение – свет
По оценке Национального союза экспертов в сфере транспорта и логистики (СЭЛ), дефицит кадров стимулирует ответственные компании к инвестированию собственных ресурсов в развитие и удержание сотрудников. Внедряются корпоративные программы развития персонала, социальные пакеты, растут зарплаты. Применяются и иные меры, которые позволяют повысить уровень лояльности. Например, компания «Лидертранс» берёт на работу неопытных водителей и помогает им освоиться в профессии.
— Мы понимаем, что получив категорию Е кандидат вряд ли устроится по профессии, — рассказывает Ирина Свинухина. — Принимая кандидата без опыта, мы, как правило, получаем лояльного, благодарного сотрудника, который будет стремиться закрепиться в компании, будет повышать свою квалификацию. Наша система наставничества позволяет сотруднику быстрее и без нервных потрясений влиться в работу, изучить внутреннее устройство компании, избежать многих ошибок.
В обучение водителей инвестируют многие компании, и это неслучайно: квалификация сотрудника в грузоперевозках имеет большое значение.
— Каждый груз имеет свою специфику, – объясняет Александр Котов. – На «наливник» не поставишь водителя, который возил другие грузы: центр тяжести меняется, опрокинуться проще простого. Негабариты, тяжеловесы, опасные грузы – везде своя специфика!
Необходима помощь государства
Председатель МПВП уверен: действующая система обучения водителей не позволяет получить достаточный для начала работы опыт.
— У нас парикмахеров и кондитеров учат по три года за счет государства. Для них существуют специальные учебные заведения, людям выплачивают стипендию. Но обучение на такую востребованную и потенциально опасную для окружающих профессию, как водитель, никак не финансируется,
– размышляет Александр Котов.
По мнению перевозчиков, в сложившейся ситуации поддержка со стороны государства просто необходима. Среди предлагаемых бизнесом мер – реформа системы обучения профессиональных водителей, включение этой профессии в программу бесплатного обучения и даже понижение пенсионного возраста.
В СЭЛ напоминают, что с 2021 года ряды водителей большегрузов пополнят женщины. Это также должно помочь в решении проблемы, хотя отдельные примеры женщин-водителей в России известны достаточно давно – действующий сегодня запрет многие предприниматели рассматривают как формальность.
Туманные перспективы
В июле 2019 год американская ассоциация грузоперевозчиков (ATA) оценила нехватку водителей в США в 60 тысяч человек. В России никто подобных оценок не делал, но судя по информации, поступающей от перевозчиков, счёт недостающим водителям также идёт на десятки тысяч.
В таких условиях затраты на различные соцпрограммы и мотивационные мероприятия становятся неотъемлемой статьёй расходов крупных транспортных компаний.
И в России, и в США перевозчики решают проблему дефицита водителей разными способами. Американские транспортные компании пока не смогли найти эффективного решения возникшей проблемы: по прогнозам ATA, в ближайшие годы дефицит водителей будет нарастать. Такие же прогнозы делают и отечественные перевозчики.
Принимаемые бизнесом меры, безусловно, будут способствовать сокращению нехватки водителей. Но даже объединённые усилия крупных транспортных компаний вряд ли смогут изменить ситуацию в масштабах страны. Перевозчики уверены: для этого необходимо вмешательство со стороны государства, на сегодняшний день не принимающего сколь-либо действенных мер для решения усугубляющейся проблемы.