«Расходы выросли, тарифы обвалились»: жизнь перевозчиков на Русском Севере
Семья Кругловых живёт в крошечной деревне под Вологдой. Александр работает водителем, а его супруга Юлия ищет грузы и заведует бухгалтерией. «Если бы не любовь мужа к этой работе, давно бы распрощалась с перевозками», – утверждает она.
Мы побеседовали с Юлией и узнали, как супруги решили заняться грузоперевозками.
— Мы живём в деревне давно, ведём хозяйство, и перевозки для нас не основной заработок, но это основная работа мужа, а также один из немногих видов работы, доступных в деревне. Здесь либо удалёнка, либо вахта, либо своё дело. Из всех вариантов выбрали автоперевозки, потому что муж мой водит с 18 лет, он водитель от Бога. Посчитали, что это будет самый выгодный способ заработка.
Саша много лет проработал в лесу, на гусеничном тракторе. Периодически заменял водителей на лесовозах. Потом из-за изменений в законах работы у него стало меньше, и он начал работать вахтовым методом. Вахты ему не понравились, и мы решили купить свой автомобиль.
Всё получилось случайно. Мы хотели купить лесовоз с манипулятором. Купили тягач, а на манипулятор денег не хватило, и тогда решили взять обычную фуру.
О жизни и работе Юлия рассказывает в своём видеоблоге на Youtube:
— Когда мы с Сашей начинали работать (а было это около трех лет назад) и только-только купили машину, нам многие говорили, что мы зря влезли в этот бизнес, потому что сейчас в грузоперевозках кризис.
Вы знаете, тогда был не кризис, тогда был расцвет – кризис настал сейчас.
Благодаря тому, что за эти годы у нас появились свои заказчики, мы более-менее держимся на плаву, но если бы их не было, если бы мы работали со случайными заказами из интернета, выжить было бы невозможно.
Я разговариваю с другими диспетчерами и хозяевами машин, и многие говорят, что в перевозках настала, по-русски говоря, задница. Выражается это в том, что грузов очень мало. Среди перевозчиков высока конкуренция: те, кто выставляет грузы, знают, что их схватят моментально и поэтому роняют цены.
Почему грузов мало? Потому что в стране кризис. На самом деле простому человеку, живущему на обычную зарплату и не зарабатывающему миллионов, абсолютно не видна разница между кризисом и его отсутствием. Но если заниматься бизнесом, то это просматривается: компании работают не столь интенсивно, они заключают меньше контрактов, и грузов тоже становится меньше.
А когда мы начинали, грузов было довольно-таки много. Чтобы привлечь внимание перевозчиков, грузоотправителям нужно было установить достойный тариф, возможно даже немного выше рыночного. Тогда была здоровая конкуренция и возможность заработать. А сейчас заработка практически нет.
Рентабельность снизилась очень сильно. Возьмём банальный рейс Череповец – Вологда (140 километров). Раньше грузов меньше чем за 10 тысяч рублей раньше практически не было, мы такие обратки даже не брали. Сейчас средний тариф – 7, 8, 9 тысяч. Чтобы найти за 10, надо долго высматривать.
Снизилась и чистая прибыль. Ненамного, но так как цены на солярку и запчасти поднялись очень сильно, разница стала заметной.
Если бы у меня был наёмный водитель, я бы распрощалась с перевозками сразу же. Но Саша здесь на своём месте, не хочется лишать его работы. Сегодня он возит груз в Новгородскую область, в Пестово. Дорога в те края просто безобразная, из-за этого туда никто не хочет ехать. У нас есть стабильные грузы на Пестово: Саша водитель терпеливый, у него хватает терпения трястись на второй скорости 12 часов кряду. Из-за того, что других желающих ездить туда нет, грузы в Пестово можно взять по неплохой цене. Но минус в том, что оттуда практически нет обратки, и Саша вынужден ехать порожняком 150 километров до Череповца, чтобы взять обратный груз.
В Череповце находится металлургический завод Северсталь, и основной поток грузов идёт оттуда. Несмотря на то, что там круглосуточная погрузка и всё очень удобно (у Саши даже есть спецодежда, потому что без каски, специальной обуви и робы на завод не пускают), он не любит там грузиться.
Погрузка может затянуться надолго: большие очереди – обычное дело. Можно приехать в час дня и простоять до утра. Ему это очень не нравится, ведь пока стоишь в очереди, лечь и поспать не получается, надо двигаться.
Раньше из Череповца шло большое количество грузов: макулатура на Сухонский ЦБК, какая-то доска на Вологду, металл с других заводов. Было из чего выбирать. Сейчас фактически из 10 грузов находится всего один не из Северстали: тарифы минимальные (на 30% ниже чем те, что даёт завод), и такие грузы брать не хочется.
Недавно на Северстали ввели новое требование: ремни, которыми крепится груз, должны быть с бирочками, на которых указан тоннаж. У Саши 16 ремней, но все бирочки поотваливались. Ремень стоит полторы тысячи, и покупать 10 ремней с бирочками, несмотря на то что у тебя этих ремней полно, дорого и не хочется. Поэтому чтобы найти груз из Череповца мне приходится полдня сидеть за компьютером.
Как рыбак сидит на берегу, закинув удочку, так и я сижу, смотрю грузы. Вижу – выставили груз с достойной оплатой, сразу же звоню, а мне говорят, что его уже забрали.
Саша ездит через Череповец вторую неделю, и ни одна загрузка не прошла без приключений. На первой нам предложили погрузить три трактора. Меня предупредили, что сегодняшним днём их не погрузят, потому что завод работает до трех часов. А уехать нужно было сегодня. Я нашла другую загрузку, мы согласовали все условия, я сбросила документы и жду, пока менеджер составит заявку. Идёт время, заявки нет. Перезвонил ей через два часа – говорит, скоро будет. Перезвонила еще через час – говорит, уже делает. А потом дала отказ. Водителю пришлось ночевать в Череповце и брать тракторы.
Со следующим грузом вышла почти такая же ситуация: мы договорились о доставке и менеджер опять начал тянуть резину. Я позвонила ей и сказала, что если не получу заявку в течение часа, то работать с ней не буду. Тогда мне прислали заявку с указанной выгрузкой на 20 число, хотя мы договорились, что разгрузка должна быть 19. Я попросила её исправить дату. Мне прислали исправленную заявку, я подписала её, но девушка перезвонила и попросила вернуться к изначальному варианту, сказав, что загрузиться в указанный срок будет невозможно.
Так обидно, честное слово! Она изначально знала, что груза в день, на который мы договорились, не будет, и надеялась, что я просто не замечу другую дату в заявке.
Опять потеряла время. Нашла другой груз – продукты питания. Мы их возить не любим, потому что практически всегда требуется санитарная книжка и выгрузка зачастую затягивается. Я сразу же стала уточнять, прошу – вы нам быстренько все сделайте, времени на простой у нас нет. Заказчик заверил, что все будет быстро, а санитарные книжки не понадобятся, потому что продукты будут в бочках. С этим заказчиком я работала, от него остались только положительные впечатления, и я взяла этот груз.
На следующий день мне звонит Саша и говорит, что этим днем выгрузиться не может: его очень долго грузили руками, поэтому он не успел на выгрузку, а на следующий день ему сказали что склад переполнен, а разгружать вообще некогда, а значит он срывает следующий рейс.
Получается, что это простой, который должен оплачиваться. Мы теряем груз и заказ и получаем тысячу рублей: это, конечно, очень мало.
Я позвонила заказчику, и он пообещал «разрулить» ситуацию. И не соврал: груз был с какого-то режимного предприятия, оттуда приехали военнослужащие и быстренько разгрузили машину.
Интервью с дальнобойщиком
О своей работе на канале Юлии рассказал и её супруг, Александр:
— Работа замечательная. Трясет, трясет и трясет, и не знаешь когда это закончится, потому что дороги в нашей стране ужасные. Особенно в Новгородской области, там терпения надо особенно много.
Работа дальнобойщика тяжелая? Или вся сложность заключается только в российских дорогах?
— Сложность работы заключается в том, что ночевать некогда. Тебя днём грузят и разгружают, и каждую ночь приходится ехать. Если ночью не ехать, ничего не заработать. Днём машин много, а ночью спокойнее, но спать охота.
Дома часто бываете?
— Бываю иногда и дома.
График работы напряженный?
— Никакого графика нет. Грузов нет – сидим дома, чиним машину.
А как по зарплатам у дальнобойщика?
— Если ничего не лопнуло, то есть возможность денежку в карман положить. Но обычно что-нибудь лопнет. А если что-то лопнет, то все деньги несешь в магазин запчастей. Еще масло покупать надо, солярку. Если после этого что-то остаётся, ты просто счастлив, это уже праздник.
Вы дальнобойщик со стажем, ездили на разных машинах. На каких больше нравилось?
— Тут зависит не от того, на какой машине ты ездишь, а от того, сколько ты на ней работаешь. Если работаешь давно, то машинка хорошая, а если только сел – жди сюрпризов! Пока сам не переберешь машину, она тебя будет подводить.
Американец мне нравится. Он длинный, поворот руля меньше, у него два моста, один уровень пола. Есть свои плюсы и свои минусы.
Вы много где бывали? В каких-то, может, городах необычных?
— Исходя из того, что машинка уже не новенькая, далеко меня не посылают. В сторону юга дальше Вязьмы я не ездил, на север – Каменск-Уральский, Челябинск. Радиатор плохой, греется, поэтому на юг не езжу, а для того, чтобы ехать на север, надо везде менять масло. Поэтому работаю в средней полосе – Питер, Москва, Вязьма.
Работа дальнобойщика опасная?
— Естественно! Всё время на адреналине. Такая скорость, такие дороги, такие водители – ужас. Аварий много, каждый раз кто-то куда-нибудь воткнется или куда-нибудь упадет. В сторону Рыбинска дороги узенькие, там все время легковушки валяются под дорогой. Едешь ночью и приходится их оттуда вытаскивать, потому что замерзнут: связи там нет, холодно, зима. Надо же людям помогать! Дорожки ничем не посыпают на дворе ноябрь, еще не все зимнюю резину надели. Сэкономить хотят.
Многие не знают, что у машины есть тормоза: думают что только газ, но там еще одна педаль есть – тормоз. Надо её иногда нажимать, целее будешь.
Сами в аварийных ситуациях бывали?
— Бывал разочек, в Коноше. Там дорожка узенькая, сплошные повороты, и зимой грейдер делает её шире, чем она есть. Где там края – под снегом ни за что не поймешь. Бровка на метр отодвинута, дорога очень опасная, надо ехать ровно по середине.