«Другие машины перестанут пускать на НПЗ»: что нужно знать об автоцистернах с нижним наливом
Системы нижнего налива – уже не новшество, а стандарт: многие НПЗ используют их и скоро перестанут работать с перевозчиками, автоцистерны которых не оснащены необходимым оборудованием. Впрочем, НПЗ может отказать водителю в наливе по другим причинам уже сейчас.
Российские НПЗ активно внедряют системы нижнего налива нефтепродуктов. Они удобны, практичны и безопасны. Многие транспортные компании готовятся к переходу на новый стандарт и оснащают автоцистерны необходимым оборудованием. В России обслуживанием и ремонтом такого оборудования занимается всего несколько компаний.
Как работают эти системы? Часто ли они выходят из строя и почему НПЗ может отказать в наливе нефтепродуктов? На эти и другие вопросы отвечает мастер сети СТО Глобал Трак Сервис Олег Пашин.
«Нижний налив сокращает время заполнения цистерны до нескольких минут»
Здравствуйте, Олег! С места в карьер: что представляет собой система нижнего налива?
— Нижний налив – это современный способ загрузки светлых нефтепродуктов, бензина и дизельного топлива. В нижней части цистерны расположен API клапан, к нему подключается шланг. Топливо подаётся в цистерну под высоким давлением одновременно во все отсеки, а вытесняемый им воздух выходит через рекуперационный клапан и остаётся в установке рекуперации паров НПЗ для последующей переработки. Перелив исключен: оптические датчики фиксируют заполнение цистерны и автоматически останавливают насос.
Нижний налив сокращает время заполнения цистерны до нескольких минут. Это – его главное достоинство; теперь водителям не нужно стоять в очередях, а операторам не приходится лезть на крышу цистерны и следить за её заполнением.
Технология является инновационной или она уже используется в России?
— Используется, и очень широко. Например, на Ярославском НПЗ горючее отгружают только методом нижнего налива.
Московский НПЗ тоже внедрил на эту систему и скоро перестанет принимать грузовики, не оснащенные оборудованием для работы с ней.
Уверен, что в скором времени нижний налив станет повсеместным стандартом.
Есть ли у нижнего налива другие преимущества, кроме скорости?
— Да. Оборудование невозможно обмануть. Оно точно определяет объем залитых нефтепродуктов. Раньше для замера использовались мерные планки, расположенные на внутренней стенке цистерны. Известны случаи, когда перевозчики ставили их выше и требовали лить больше, чем положено. Но датчики не обманешь, поэтому система нижнего налива полностью исключает мошенничество.
Насколько система сложна в обслуживании?
— Система состоит из API клапана, рекуперационного клапана и оптических датчиков перелива, размещенных внутри цистерны и контролирующих уровень топлива. API клапан и рекуперационный клапан – механические детали, проблемы с ними случаются редко и решаются быстро. А вот датчики иногда выходят из строя, их ремонт может занять время из-за сложной схемы подключения.
Почему автоцистерны разворачивают на НПЗ
Часто ли ломаются датчики?
— Не часто, но такое случается. Поломка приносит владельцу машины серьезные убытки, и дело не только в стоимости ремонта. Автоцистерна приезжает на НПЗ и подключается к наливному оборудованию, которое «опрашивает» датчики.
Если хоть один из датчиков неисправен – машину «разворачивают». Перевозчику придется оплачивать не только ремонт и диагностику, но и порожний пробег.
Чтобы этого избежать, владелец автоцистерны может купить тестер, простое устройство, которое сообщает о неполадках, но не позволяет установить их причину. Стоит оно дорого, так что, если в парке немного машин, разумнее будет периодически заглядывать на СТО.
Для ремонта датчиков необходимо более сложное оборудование, которое сможет определить вышедшее из строя звено. В Глобал Трак Сервис, расположенном в Зеленограде, оно есть: мы профессионально занимаемся ремонтом оптических датчиков, имеем в этом деле большой опыт.
Из-за чего происходят поломки?
— Самая распространенная причина – механические повреждения. Во время верхнего налива в резервуар опускают рукав: топливо подаётся под высоким давлением, рукав может задеть стенки цистерны и повредить датчик. С такими поломками мы встречаемся часто.
Если вы решили отправить автоцистерну, которую ранее наполняли по-старинке, на НПЗ, перешедший на нижний налив – убедитесь в работоспособности датчиков!
А что может сломаться кроме датчиков?
— Рекуперационный клапан. Воздух из цистерны вытесняется под очень высоким давлением, и если клапан будет поврежден, цистерна может раздуться – как лягушка. Но такое случается редко, я слышал всего об одном случае.
Какие правила нужно соблюдать при обращении с автоцистернами, оборудованными для нижнего налива топлива?
— Никаких особых правил нет. Следуйте инструкциями, берегите свою технику, а если что-то случится – обращайтесь на проверенные, надёжные СТО.