Топ-10 дальнобойщиков: как Набережные Челны стали столицей грузоперевозок
В Челнах зарегистрирована половина всех фур Татарстана. Дело вовсе не в соседстве с заводом «КАМАЗа»: городу помогает выгодное географическое расположение.
Набережные Челны можно назвать неформальной столицей российских грузоперевозок. Транспортных компаний, как крупных, так и маленьких, здесь значительно больше, чем в любом другом регионе за исключением Москвы и Санкт-Петербурга. Причина – в первую очередь, в географическом положении города, расположенного на федеральной автодороге М-7.
По данным портала «Бизнес онлайн», зарегистрированным в Набережных Челнах транспортным компаниям принадлежит около 10 тысяч автопоездов — половина всех фур Татарстана.
Перевозчики отмечают, что когда машины массово возвращаются на базу (например, в период новогодних праздников), на стоянках и в промзонах не хватает места: дальнобойщикам приходится оставлять большегрузы на подъездах к городу, а то и в соседних населенных пунктах.
«Бизнес онлайн» составил рейтинг транспортных компаний и определил 10 крупнейших перевозчиков Набережных Челнов. Компании оценивались не только по размеру автопарка, но и по масштабу бизнеса.
Самая известная компания рейтинга занимает последнее, десятое место. Это созданная в начале 90-х «Кама-Тракс» с автопарком в 70 тягачей. Создатель компании, Леонид Штейнберг — фигура знаковая и известная далеко за пределами Татарстана: предприниматель последовательно отстаивал права перевозчиков и создал одну из крупнейших профессиональных ассоциаций страны, «Логистика и автоперевозки Татарстана». В активе компании около 70 автопоездов Iveco. Управляет ей дочь скончавшегося в июне этого года предпринимателя Ирина Штейнберг.
На первом месте по масштабам бизнеса — компания «Делко», один из крупнейших перевозчиков страны, в автопарке которого более 2 тыс. автопоездов. Большая часть тягачей — марки Scania. Филиалы открыты в 18 городах России, грузооборот за прошлый год превысил 4 миллиарда тоннокилометров, и сегодня компания активно наращивает автопарк: в рамках программы «500» планируется до конца этого года запустить в эксплуатацию 500 новых машин. В планах компании – освоение Западной Европы.
Рекрутинговые порталы не раз помещали «Делко» на первые строчки рейтингов самых привлекательных работодателей, однако устроиться на работу в компанию непросто: соискателей ждет собеседование, проходящее в несколько этапов, и проверка на полиграфе.
Компания «Лидертранс», основным бенефициаром которой называют известного челнинского бизнесмена Михаил Устюжанина, является рекордсменом по темпам прироста автопарка. В 2009 году на балансе «Лидертранса» числился один-единственный тягач, в 2011 машин стало 19, в 2013 – 200, а в 2016 – 350. Сегодня в автопарке «Лидертранса» более тысячи тягачей Mercedes и MAN.
На третьем месте рейтинга – учрежденная в 2013 году компания «Олимп», в автопарке которой более 300 автопоездов. Принадлежит она предпринимателю Олегу Емельянову.
Четвертое место занимает компания «О2» Олега Антипова. По информации «Бизнес онлайн», название указывает на то, что в компании работает два Олега. Владелец «Олимпа» Олег Емельянов никогда не афишировал своего участия в «О2», но известно, что Олег Антипов ранее работал у своего тёзки топ-менеджером.
Пятое место занимает ТК «Семьсот дорог», основанная в 2002 году братьями Андреем и Алексеем Семиволковыми. В автопарке – более 250 автопоездов MAN и Volvo. Компания возит грузы крупнейших российских ритейлеров.
На шестом месте – компания «Логистик», принадлежащая владельцу холдинга «Татэлектромаш» Фаилу Шарифуллину. В автопарке – четыре сотни «КАМАЗов» 5490. Основное направление деятельности – доставка производимой продукции клиентам холдинга; для дополнительного заработка машины на обратном пути выполняют заказы сторонних грузовладельцев.
Подобную схему использует транспортное подразделение холдинга «Эссен Продакшн», занимающегося производством продуктов питания: развозит соусы и кондитерские изделия с фабрик клиентам и не брезгует «обратками». В рейтинг оно, правда, не вошло, так как холдинг зарегистрирован в Елабуге.
Источник «Бизнес онлайн» в отрасли отмечает, что наметившаяся несколько лет назад тенденция перехода на недорогие отечественные КАМАЗы сегодня практически сошла на нет. Стоимость владения и низкая остаточная цена сводят на нет все преимущества доступных российских тягачей.
«Трансреалгаз» Михаила Попова и Ильдара Ахметова (седьмое место) может похвастаться одним из самых больших в федеральном округе парком бензовозов (400 единиц). Среди постоянных клиентов – крупные НПЗ и нефтегазовые компании.
«КамаТрансСервис» занимает восьмое место и обладает внушительным парком спецтехники (1100 единиц). Есть у компании и бензовозы (150 единиц). Фирма перевозит нефтепродукцию для «Лукойла» в четырех регионах России, а недавно приобрела 50 новых «Камазов» для FTL-перевозок.
В Набережных Челнах зарегистрировано несколько компаний, занимающихся перевозками легковых автомобилей. Крупнейшие – «МегаТранс» (120 автовозов) и «Логистика» (80 автовозов). В рейтинг «Бизнес онлайн» они не вошли из-за специфики, затрудняющей их сравнение с другими транспортными компаниями.
Чего не хватает перевозчикам?
Нехватка квалифицированных водителей – проблема, актуальная для многих российских перевозчиков. В Набережных Челнах, где сконцентрировано большое количество транспортных компаний, она стоит особенно остро.
Предпринимателям приходится нанимать дальнобойщиков из других регионов и предлагать различные льготы водителям, чтобы повысить их лояльность.
Недавно компания «Делко» анонсировала новые условия приёма на работу: в первые 100 дней водителям предоставляется гарантированный оклад в размере 50 тыс. рублей и гарантируется отсутствие штрафов. А водители «Лидертранса» получают премию за экономичную езду без «пережогов».
Челнинские предприниматели предлагают создать на территории города особую экономическую зону для перевозчиков. Недавно владелец ГК «Кориб» (крупнейший официальный дилер КАМАЗа) Олег Коробченко заявил, что если бы местные власти предоставили льготы и привилегии транспортным компаниям, то в Набережные Челны могли бы переехать многие перевозчики из разных регионов России. Это, безусловно, дало бы ощутимый толчок для развития малого и среднего бизнеса – автосервисов, магазинов запчастей, гостиниц и заведений общепита.
Опрошенные «Бизнес онлайн» эксперты отмечают, что финансовых вложений для создания ОЭЗ не потребуется – достаточно будет, к примеру, снизить ставку транспортного налога. Для компании, в автопарке которой тысячи автопоездов, даже небольшого снижения будет достаточно для получения существенной экономии и принятия решения о переезде.