Дороже некуда: перевозчики просят не повышать утильсбор на грузовики
Минпромторг поднимает ставку утильсбора для автотранспорта, в том числе и грузового. Но 12-тонные тягачи и без того стоят слишком дорого: подтверждение тому – ощутимое снижение объемов продаж.
В январе будущего года размер утилизационного сбора будет проиндексирован. Эксперты ставят под вопрос целесообразность грядущего повышения, однако Минпромторг настроен серьезно: недавно глава ведомства Денис Мантуров рассказал журналистам, что принятое решение окончательно и отменено не будет. Чиновник, впрочем, отметил, что вопрос о компенсациях для компаний, локализовавших производство на территории России, еще будет обсуждаться.
Повышение утильсбора приведёт к росту цен на автомобили, в том числе на коммерческий транспорт. Ожидается, что в сегменте седельных тягачей размер сбора увеличится на 60-70%. Сегодня он составляет для новых тягачей массой от 12 до 20 тонн ₽510 тыс., а для тягачей весом более 20 тонн – ₽825 тыс.
Если ставка будет повышена на 70%, сумма сбора для 12-тонников может увеличиться на ₽350 тыс.
В связи с этим ассоциация «Грузавтотранс» обратилась к вице-премьеру Максиму Акимову с предложением отказаться от индексации в сегменте седельных тягачей – об этом сообщает «Коммерсантъ». По мнению представителей ассоциации, от таких мер могут пострадать не только импортеры, но и те компании, которые производят грузовой транспорт в России. К примеру, MAN и Scania: они до сих пор не заключили специнвестконтракт, и если это не произойдет до конца года, компенсаций они не получат.
Президент «Грузавтотранса» Владимир Матягин отмечает, что сегодня транспортные компании чаще всего приобретают иностранные тягачи, стоимость которых довольно высока и составляет в среднем ₽6 млн без учета прицепного оборудования. При этом максимальный срок лизинга не превышает 5 лет, и для многих предпринимателей покупка нового грузовика в условиях низкой рентабельности бизнеса практически невозможна. Поэтому перевозчики вынуждены покупать подержанный транспорт, что, в свою очередь, отрицательно сказывается на безопасности движения. Повышение утильсбора в таком случае лишь усугубит ситуацию, уменьшив и без того низкую доступность новых машин.
Грузовая техника отечественного производства, по мнению Матягина, не может удовлетворить спрос перевозчиков из-за «… конструктивных и технологических особенностей продукции, не отвечающей потребностям современного рынка грузоперевозок».
Источники «Коммерсанта» в автомобильной промышленности отмечают, что производители вряд ли полностью заложат размер индексации в цену грузовиков и будут действовать осторожно, с оглядкой на конкурентов. Однако и продавать машины ниже себестоимости компании не станут, поэтому повышение цен в будущем году практически неизбежно.
Смягчить ситуацию, по мнению директора аналитического агентства «Автостат» Сергея Удалова может развитие лизинга, которому должно способствовать снижение ключевой ставки Центробанком.
Стоит отметить, что в текущем году седельные тягачи ощутимо подорожали. В октябре маркетинговое агентство RAMR сообщило, что за первые 8 месяцев текущего года средняя стоимость нового тягача в России выросла на 8,5% и составила ₽6 075 тыс.
При этом продажи новых грузовиков падают: в период с января по октябрь было реализовано на 2,5% новых машин, чем за первые 10 месяцев 2018 года. Продажи грузовиков с пробегом, по данным «Автостат-Инфо», упали еще сильнее – на 10,1%.