«Штрафы попробуют переложить на водителей»
Законопроект об уравнивании штрафов за весогабаритные нарушения прошел первое чтение. Насколько оправданы такие перемены и к чему они могут привести?
В прошлый четверг, 7 ноября, Госдума в первом чтении рассмотрела законопроект об уравнивании штрафов за нарушение весогабаритных параметров для всех владельцев грузовиков вне зависимости от формы собственности. Это значит, что штрафы для физических лиц, выписанные на стационарных постах, вырастут в десятки раз и составят:
За превышение норм на 2-10% — ₽100 тыс.;
За превышение норм на 10-20% — ₽250 тыс.;
За превышение норм на 20-50% — ₽350 тыс.;
За превышение норм на 50% и более — ₽400 тыс.
В сегодняшнем виде статья 12.21.1 КоАП предусматривает наказания как для водителей (в минимальном размере), так и для ИП и юрлиц (гораздо более жесткие). В некоторых случаях предприниматели избегают крупных штрафов, заявляя, что их водители по собственной инициативе перевозили грузы для личных нужд. В январе этого года Конституционный суд назвал такие нормы несправедливыми, потому как в некоторых случаях перевозчики не имели возможности доказать, что перевозка осуществлялась именно для собственных, некоммерческих целей.
Правительство решило проблему радикальным образом, уравняв штрафы для водителей и предпринимателей. Если законопроект будет подписан президентом, само понятие перевозки для личных нужд станет неактуальным: штрафовать за перевес будут всех одинаково.
Неуместные послабления
Логика новых изменений кажется прозрачной: машины «физиков», перевозящие личные грузы, наносят дорогам вред не меньший, чем большегрузы крупных транспортных компаний.
— Разговоры об уравнивании ответственности за перегруз идут уже года два, – рассказывает президент ассоциации «Дальнобойщик» Валерий Войтко. – Ничего страшного я в этом не вижу. Фиксирующая скорость камера выписывает штрафы и студентам, и пенсионерам, и такси, и машинам госпредприятий. И здесь ситуация такая же:
перегруженная машина портит асфальт вне зависимости от того, кому она принадлежит.
Возникает вопрос: почему изначально штрафы за весогабаритные нарушения для физических лиц были гораздо ниже, чем для предпринимателей?
— В законодательстве априори предполагается, что юрлицо гораздо богаче ИП, а ИП богаче физического лица. Поэтому закон во многом исходит из того, что чем богаче виновник, тем больше он должен платить. Этим и объясняется такой разброс в размерах штрафов, – руководитель юридической компании «Богатов Групп» Сергей Богатов.
Сколько «физиков» на российских дорогах
По словам президента ассоциации «Дальнобойщик», на физических лиц в России зарегистрировано незначительное количество грузовиков.
— Около 90% машин зарегистрировано на ООО или ИП.
«Серого рынка» фактически не существует. Конечно, дед Вася из деревни где-то да выползет на своём древнем камазе, но если речь идёт о системных перевозках, то транспорта на физлицах практически нет.
Ведь если не будет индивидуального предпринимателя, то и у заказчика не будет основания для перечисления денег, – объясняет Валерий Войтко.
При этом существует практика дробления крупных автопарков, принадлежащих ООО, и перевода транспорта на предпринимателей. Но используется она не только и не столько для снижения штрафов, сколько для оптимизации налогообложения.
Судам прибавится работы
По мнению Сергея Богатова, значительный вклад в борьбу с перевесом на российских дорогах новый законопроект не внесёт.
— Будет ли очередное «затягивание гаек» эффективным? Думаю, что нет. Весогабаритные нормы вводились, чтобы раз и навсегда отучить перевозчиков ездить с перегрузом без компенсации ущерба дороге. Вот только экономика перевозок и сроки выдачи разрешений иногда приводят к тому, что транспортные компании просто вынуждены «хитрить» и возить тяжеловесные грузы без спец. разрешений.
Юрист уверен: самым заметным последствием принятия закона станет увеличение количества судебных разбирательств между владельцами транспорта и теми, кто им пользуется.
— Возможно, транспортные компании в некоторых случаях попробуют переложить такие штрафы на водителей. Не думаю, что таких случае будет много, но они будут.
Другое дело, что если в обязанности водителя не будет входить проверка веса и габаритов, а также с оформлением трудовых документов будет не все гладко, водители будут обходиться только средним (не легким, конечно) испугом, – предполагает Сергей Богатов.
Валерий Войтко, в свою очередь, отмечает, что у весового контроля сегодня есть и другие проблемы, требующие неотложного решения. Одна из них связана с ненадежностью весоизмерительного оборудования.
— Сами производители весов говорят о том, что в 5% случаев оборудование может генерировать недостоверные показания. Получается, что машина груженая по правилам 20 раз пройдет под рамкой и один раз налетит на штраф, который появился из-за технических сбоев, – рассказывает президент ассоциации «Дальнобойщик».
***
Принятие нового законопроекта не станет шоком для отрасли и создаст проблемы для сравнительно небольшого количества перевозчиков. Оно подчеркнет наметившуюся тенденцию к уравниванию ответственности между физлицами и предпринимателями (очевидный пример – изменения в тахографическом законодательстве, вступившие в силу 1 ноября). Для некоторых перевозчиков такие перемены не принесут ничего, кроме головной боли, но многие эксперты считают их обоснованными, ведь дорожное полотно разрушается под весом перегруженной машины независимо от того, кто ей владеет.